Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал свою пьесу «Гроза» и многие другие пьесы. Среди которых и «Горячее сердце». Эти три произведения писателя объединены одной темой — темой «горячего сердца». Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице», а затем и Купава в «Снегурочке» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с «горячим сердцем». Но, несмотря на то, что все они переживают
Раньше островский образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающий и не желающий принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур «темного царства». Теперь Островский сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.
Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?
Лариса Дмитриевна — девушка очень хорошо воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям,
Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим в доме непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Самая главная же драма Ларисы — это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда «Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда».
И теперь ей надоело унижаться, а потому ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, у нее он е сравнение не идет. Она верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его она надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих.
От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну».
Ее душа отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.
Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает «чайка») летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.
И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.
Еще до его приезда из слова самой Ларисы мы видим всю власть его над нею. И он пользуется этим, увозя ее на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, он хочет весело провести время, весело проводить свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован ею искренне, но в конце концов почти обманывает ее. А она совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает, эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова — это то, что тут-то и проявляется ее «горячее сердце».
Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, она отвечает утвердительно. Она рассовывает ему о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что «в любви равенства нет», что «в любви приходится иногда и поплакать» женщине. Все это находит подтверждение в их истории. Она его любит, плачет, страдает, а он спокойно принимает неравную любовь.
Самое главное для Ларисы — любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева — он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, она говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель.
Он видит е красоту и прелесть, обещает ей: «Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью», — и зовет ее на Волгу. Она же видит его решительность, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.
Однако Кнуров и Вожеватов знают его лучше. Они догадываются, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», что, «должно быть, обещания были определенные и серьезные». Но знают они и то, что он не променяет на бесприданницу миллионершу.
Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по волге. Лариса ждет, что он вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего эти его прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит его, чтобы он признал ее невестой его. Но от обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: «Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны». И буквально добивает Ларису признанием, что обручен уже.
Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь ей ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки ее спасает: выстрелив, он совершает «благодеяние».
Она всю жизнь ждала своего единственного — честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева. бросившего ей, что она «вещь». А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее действительно как вещь. Это ли не драма «горячего сердца»? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Всей ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми.
В «Грозе» горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны, она входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии «Горячее сердце» жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В «Бесприданнице» Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца, в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью.
Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? «Я не нашла любви так буду искать золота». Золото — то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не находившей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в «горячее сердце», оказалась поруганной.