Образы Аксюши и Гурмыжской в пьесе Н. А. Островского «Лес»
В пьесе «Лес», по мнению исследователя А. И. Журавлевой, «своеобразно совмеще-ны как бы три типа комедии: сюжетная линия Петра, Аксюши и старшего Восмибратова пришла из народной комедии; Гурмыжская, Буланов, слуги и гости Пеньков — усадебный вариант общества, нарисованного в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», а линия Несчастливцева. — из высокой комедии. Островский сводит эти три линии в нерасторжимое художественное единство, он с большой изобретательностью и вместе с тем совершенно естественно скрепляет их фабулой».
В ее судьбе немало схожего с судьбой Катерины из драмы «Гроза», однако есть важнейшее различие. Аксюша борется, ее мужество беспредельно. Смогла бы она, как говорила в отчаянье, покончить с собой, если бы ей не удалось связать свою судьбу с судьбой возлюбленного? Судя по ее горячей, страстной и в то же время несгибаемой натуре, сам автор не верил в возможность такого исхода, точнее, не хотел верить. Такая женщина, как Аксюша, воплощающая в себе идеал Островского, просто не имеет права на поражение. Она должна оказаться победительницей хотя бы в рамках пьесы.
По большому счету, дальнейшая счастливая судьба Аксюши вызывает немалые сомнения. Жизнь в семье купца Восьмибратова, чрезвычайно грубого и деспотич-ного к зависящим от него людям, нечестного и презирающего большинство из тех, с кем ему приходится иметь дело, вряд ли будет безоблачным. Тем более, что Петр полностью смиряется с ролью покорного сына, долженствующего безропотно ис-полнять волю своего родителя.
И все же Аксюша, по замыслу автора, не может и не должна быть несчастной. Как писал исследователь В. Лакшин: Аксюша в «Лесе» несет в себе нечто новое по сравнению с образами девушек и женщин — жертв домашнего деспотизма из ранних пьес Островского. Она куда более сознательно отстаивает свое право на любовь и свободу выбора, чем, скажем, Катерина в «Грозе», Аксюша ведет себя со своей благодетельницей не то что независимо, но даже дерзко, едва ли не смеется над ней. Гурмыжская досадует, что у Аксюши нет «ни благодарности, ни готовности угодить», но для нас это как раз свидетельство высокоразвитого человеческого достоинства».
Гурмыжская во многом представляет собой прямую противоположность Аксюше. Если Аксюша не играет никогда, то Гурмыжская играет почти всегда. Не являясь профессиональной актрисой, эта женщина может превзойти в актерском мастерстве самого Несчастливцева. Довольно долго ей удается своей игрой держать племянника в заблуждении относительно своей истинной натуры. В начале пьесы мы видим благообразную даму, одетую в строгое, почти траурное платье, и далеко не сразу обнаруживаем, сколько в Гурмыжской порочности и подлости.
«История Гурмыжской — это рассказ о предельном моральном растлении, и Островский не скупится на сатирические краски. Но именно потому, что преступления помещицы нравственные, драматургу и понадобилось противопоставить ей нравственно здоровые начала, воплощенные в чистой Аксюше и бескорыстном служителе искусства Аркадии Несчастливцеве», — утверждает А. Журавлева.
Несколько раз в течение всей пьесы Островский напрямую сталкивает два про-тивоположных начала, воплощенных в Гурмыжской и Аксюше. Насколько молодая девушка не приемлет фальши, «комедиантства», лицемерия, настолько искушенная женщина сознательно использует все это, и не то что не стесняется, но считает себя безусловно правой, когда между ними разгорается спор по поводу предстоящего замужества Аксюши.
Все, что мы имеем возможность наблюдать в течение пяти действий, подтверждает, что Гурмыжская — прирожденная актриса. Возможно, это семейный дар, перешедший к ее племяннику Геннадию. Но если Несчастливцев использует свой талант на благо обществу, то Гурмыжская представляет его полную противоположность. Тревожнее и печальнее всего, что Гурмыжская не склона ни на секунду обманывать себя в отношении своего «комедиантства». Она превосходно осознает, что постоянно играет определенную роль. Это-то как раз и есть самое отталкивающее в ней.
Ее будущий супруг Буланов составляет ей достойного партнера по актерской игре. Союз этих двух людей закономерен. Кажущаяся победа барыни, то, что она добилась своего и в буквальном смысле купила себе молодого мужа, обернется для Гурмыжской неминуемой расплатой. Из всего того, что нам известно о Буланове, можно сделать вывод, что его будущей жене придется не так уж и сладко. Едва заняв прочные позиции при барыне, Буланов мигом сбрасывает с себя прежнюю маску угодливости и быстро примеривается к новому амплуа, что получается у него вполне успешно. Раиса Павловна превращается у него в «Раисыньку», а сам он из бедного недоучки становится полновластным хозяином усадьбы. Откуда ни возьмись, в нем появляется вальяжность, удивляющая даже Гурмыжскую. Этой метаморфозой автор дает понять зрителю, что его жене придется постоянно быть настороже, и Аксюшу она выживает из дома, опасаясь, что Буланов захочет завязать интрижку с молоденькой девушкой, находящейся в зависимом положении. Однако впереди у новоиспеченной четы, по всей видимости, будет еще не одна Аксюша.
Таким образом, если Аксюша — воплощение авторского идеала, то Гурмыжская символизирует самые нелицеприятные качества. Именно в финале пьесы Аксюша одерживает победу над Гурмыжской.