Описание «Грозы» Майкова
Человек и время, народ и история — вот те сквозные, постоянно взаимодействующие проблемы, которые определяют специфику школьного изучения творчества и жизни поэта. Среди стихотворений, предлагаемых для чтения после подробного анализа пушкинской «Тучи» и тютчевских «Весенней грозы» и «Как весел грохот летних бурь,.», прежде всего отмечу «Грозу» А. Н. Майкова и «Гроза идет» Н. А. Заболоцкого. Каждое из этих стихотворений несет свое отношение к воплощению темы грозы.
В стихотворении Майкова предстает достаточно развернутое
Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей
, Во-вторых, в стихотворении сменяющие друг друга картины тяготеют к развернутым описаниям. Это стихи, которые пересказывать значительно легче, чем, например, стихи Тютчева. Очень важно выделить основную мысль стихотворения Майкова. Мне кажется, что эта мысль в противопоставлении «царства солнца
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!
Описательности «Грозы» Майкова можно противопоставить экспрессию стихотворения Заболоцкого «Гроза идет». Стихотворение это многоплановое, сложное для пятиклассников, но опыт показывает, что оно при внимательном многоразовом чтении вполне им доступно. Лирический герой стихотворения становится объектом гнева грозы. Она его ловила, «молниями била», «каменный выкатывала гром». Все стихотворение строится на сопоставлении судьбы сломанного грозой кедра и героя, которого
Лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.
Образ расколотого грозой кедра — не только «дерева печали», но и дерева, «ворвавшегося в высоту» и наказанного за то, что он поднялся выше других. Я подробно разбираю финальную строфу стихотворения («Почему же, надвое расколот, / Я, как ты, не умер у крыльца, /Ив душе все тот же лютый голод, / И любовь, и песня до конца!»). Гроза может наказать кедр за его высокость, но жизненные грозы не лишают человека жажды жизни, жажды любви, жажды песни.