Художественный метод в драме «Гроза» Островского
«Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение — так писал Ф. М. Достоевский в статье «Об искусстве». К сказанному можно добавить то, что произведение любого жанра и стиля только тогда является совершенным и законченным, когда оно обладает органическим единством формы и содержания.
Островский на протяжении своей литературной
По подсчетам исследователей, за 40 лет творчества он сочинил около 50. Начало его литературной деятельности пришлось на 50-60-е гг., когда многие русские
Островский не смог найти такого героя среди мужчин, и центральным персонажем его пьес становится женщина (таковы пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые»). И действительно, оглянувшись назад, с изрядной долей уверенности можно сказать, что таких героинь, как в пьесах этого драматурга, в творчестве известных на то время писателей еще не встречалось.
Произведения Островского не являются «пьесами для чтения», они написаны только для театра, для показа на сцене и потому, наверное, в книге не сразу видно то, что легко понимается из зала.
Очевидно одно: произведения Островского реалистические и некоторые критики даже считают, что такое количество бытовых подробностей, какое встречается в его пьесах, недопустимо для сцены, что это нарушает ее законы. Но, как показывает практика, эти подробности были необходимы. Островский первым в русской литературе обратился к миру купцов, и для того, чтобы познакомить читателя с неизвестными ему ранее героями, нужно было до мельчайших подробностей описать быт и нравы этого сословия, иначе бы существовала возможность неверного истолкования зрителем того, что же хотел донести до него драматург своим произведением, в лице нового героя. Это было главным принципом творчества писателя.
Действительность, из которой художник черпает содержательный материал, — это «жизнь без начала и конца» (по выражению Блока). А художественный метод, этот довольно сложный литературоведческий термин, можно тогда объяснить как тот способ, которым автор передает эту действительность в своем произведении; это общий принцип творческого отношения художника к познаваемой им действительности. Иными словами, это то, как он «пересоздает», переосмысливает и трансформирует в своем сознании окружающий его мир, реальность. И тем оригинальнее художественный метод Островского в драме «Гроза», что предметом авторского интереса, а, следовательно, и отображения, стал образ, ранее не присутствовавший в произведениях русских писателей.
Так, в «Грозе», изобразив, например, сцену, когда Кабанова «пилит» своего сына, а заодно и невестку (причем, без очевидного на то повода, как обычно она это делает), Островский передал атмосферу быта купеческой семьи, где кто-то повелевает, а кто-то вынужден подчиняться в силу своего положения. По тем временам это была обычная ситуация. То есть автор не показывает ничего неожиданного, из ряда вон выходящего; жизнь в Калинове течет размеренно, по своим законам, и даже смерть Катерины в какой-то степени в порядке вещей — известно, что самоубийства в этой среде были нередки, а это заставляет задуматься: а могла ли вообще Катерина найти другой выход?
Обозначенные особенности этой пьесы наводят на размышления о ее жанре. Многие исследователи рассматривали эту проблему, и, в целом, можно выделит две тенденции. Одни называют «Грозу» социально-бытовой драмой. Для таких произведений характерны многочисленные бытовые подробности, внимание к деталям, равное распределение внимания зрителей между героями.
Другие исследователи считают «Грозу» трагедией. Сам Островский назвал ее драмой, но предполагают, что это была лишь дань традиции, поскольку вся предыдущая литература не имела примеров трагедии, участниками которой были бы не исторические деятели. Да и саму пьесу стоит рассматривать не на уровне противоречий между свекровью и невесткой, а как столкновение в их лице двух эпох. Тогда определение «трагедия» вполне оправдано по отношению к «Грозе».
Хотя не исключено, что пьеса была задумана Островским именно как типичная драма в пределах купеческого сословия на примере одной семьи, но по мере написания переросла в картину противостояния поколений. То есть через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в народном сознании.
Реальная жизнь оказалась сильнее патриархального уклада Кабанихи (ее мир-то тоже рушится — вначале Катерина, а затем и Тихон выходят из-под контроля), но и сильнее иллюзорного мира идеальной нравственности Катерины. И, как уже говорилось, ее частная судьба приобрела общественно-исторический смысл, поскольку выразила состояние народного сознания на переломе эпох.