Конфликт вольнолюбивой личности с “темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза”

Драма “Гроза” была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе.
В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада “темного царства”. Два разных по­люса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе.
Кабаниха – типичный представитель мира самодурства, дес­потизма, жестокости. Она нетерпима ни к чему новому, возво­дит привычные для нее нормы жизни в закон

для всех. Очень метко определяет суть ее характера Кулигин: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В Кабанихе нет жи­вого чувства. Все, что она делает, это следование привычному ритуалу домостроевской старины. Она не видит движения жиз­ни и застыла в своем неприятии нового, фанатически защищая патриархальный уклад. Ее постоянно неослабевающая тирания разрушает ту семью, о сохранности которой она так радеет. По­гибает Катерина, убегает из дому Варвара, превращается в бес­словесно-жалкое существо Тихон. Охранительница старины объ­ективно рождает разрушение ее.
Ее единомышленником является Дикой.
За ним прочно за­крепилась репутация самодура, поведением которого руководит необузданный произвол. Дикой требует беспрекословного под­чинения себе. Он куражится, чувствуя власть своего капитала. Никаких понятий честности и справедливости он не желает при­знавать. “Хочу так думать о тебе, так и думаю. .Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. Он унижает и оскорбляет своих близких, не считает их людьми. Для него чело­век только тот, кто богаче его и способен дать отпор.
Страшный мир несвободы, неуважения человеческого дос­тоинства, каким является “темное царство”, неестествен для Катерины. Катерина несет в себе живое, преобразующее начало. Религия для нее не дань обычаю, а способ нравственного очи­щения. Поэтому она воспринимает церковь в этико-поэтическом свете: ангелы в луче света, гармония звуков. Если Кабаниха держится внешних форм, канонизирует их, то Катерина ус­ваивает сам дух старины, который время требует воплотить в новые формы. В девичестве Катерина в церковь ходила, “точно в рай”, и сны ей снились “или храмы золотые, или сады какие-то не­обыкновенные”. Она ощущала себя птичкой на воле. Ее слова “отчего люди не летают так, как птицы?” – это тоска по преж­ней свободе, стремление “улететь” из неволи. Катерина – чест­ная и чистая натура. Она не привыкла лгать и изворачиваться, не научилась лицемерию и ханжеству, которые царят в доме Кабанихи. Она усвоила понятия нравственного долга, искрен­ности, честности. Свою любовь к Борису она осознает как грех. Она поставлена в условия, когда должна или принять мораль “темного царства” – лгать, изворачиваться, изменяя мужу, или отказаться от глубокого и горячего чувства любви. Ни то, ни другое невозможно. Единственный выход и способ доказать, что она свободна, – самоубийство. Это был страшный грех для ве­рующего человека, каким, несомненно, являлась Катерина. Ведь самоубийц не позволено было даже хоронить в пределах клад­бища, а только за оградой, как вероотступников. Катерина до­ведена до того предела, когда даже осознание богоотступниче­ства не может остановить стремления вырваться из мира лжи. Своей смертью Катерина бросила вызов “темному царству”, показав, что человек может разрушить рабские оковы, преодо­леть преграды на пути к свободе, пусть даже таким трагическим образом.
Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”. Смерть героини должна была всколыхнуть сложившийся уклад.
Трагедийность “Грозы” связана не только с образом главной героини, но и с другими действующими лицами. Трагично по­ложение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего о сча­стье людей, об изобретении механизмов, облегчающих труд, но не имеющего возможности осуществить свои проекты. Несомнен­но трагична и участь Тихона, воля которого задавлена тиранией “любящей” мамаши. Ведь как тяжело жить человеку, если он завидует умершему, да еще и самоубийце! Но смерть Катерины совершила почти невероятное: бессловесный Тихон бросил в лицо матери обвинение в смерти жены. Это уже бунт. И хотя Кабаниха “поговорит” дома с сыном, но Тихон уже не тот, что был прежде.
Протест против сковывающих законов старой жизни Остров­ский показал на материале семейно-бытовых отношений, но актуальные для своего времени проблемы определили социаль­ный характер пьесы.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Мария стюарт шиллер анализ.
Сейчас вы читаете: Конфликт вольнолюбивой личности с “темным царством” в драме А. Н. Островского “Гроза”