Душевная драма Катерины
Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко вырисовывает социально-бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.
В образе Катерины Кабановой — главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую
Совестливость религиозность.
Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины — это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви, Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа.
Побуждениях жить по совести и закону нравственному. Но в доме Кабанихи, где давно
Уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было», героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.
Тихон Кабанов — человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить: Тихон всегда занят
Поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из-под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится».
Поэтическая же, вольная натура ее томится неясными желаниями: «лезет в голову мечта какая-то». Душа ее подсознательно ищет любви, возможности поделиться своей,
Переполняющей сердце и невостребованной мужем. Героиня всегда естественна и
Откровенна, в ней нет ни капли фальши: «обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Так в первом действии она признается Варваре, что любит Бориса. При этом Катерина полна смятения и ужаса: «.грех у меня на уме. Сколько я, бедная, плакала, что уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха!» Так начинается внутренний конфликт Катерины, затрагивающий ее нравственные устои и религиозные взгляды. Будучи по натуре смелой и реижгелъной (еще в детстве она не боялась одной уплыть
Ночью по Волге), Катерина не может побороть свою богобоязненность: «Мне умереть не
Страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с
Тобой, после этого разговору-то, вот что страшно», — говорит она Варваре. В этом и
Состоит главная тема разлада героини с миром и с самой собой. Душевный конфликт
Катерины, постепенно разрастаясь, определяет трагический накал и всей пьесы в
Целом.
С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков. Но такой выбор дается ей не легко. Ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки», для народной героини — нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и
Терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви
Оказывается сильнее, и выбор сделан — она признается Борису в своем запретном
Чувстве.
Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспристанно плача, боится она каждого
Звука, йюроха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет
Покояния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе,
И в тревожном приближении грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как
Страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омутлучше с красотой. Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!» Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.
Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины
Несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления
Внешних обстоятельств и малодушия. Борис — заурядный обыватель города Калинова с
Мелочной и меркантильной душонкой, недостоин жертвенной любви Катерины. Струсив
В последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.
Окруженная злобой Кабанихи, .всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке» под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.
В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в
Этом с ним можно согласиться.