Судьбы трех женщин: Катерины, Варвары, Ларисы
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы Гроза. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. . До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится, вспоминает она.
Неволя главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но здесь все как будто из-под неволи, говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. А горька неволя, ох, как горька, говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился решительный, цельный русский характер, который выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Варвара полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.