Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза”

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофьич, поискать еще!.
Хороша тоже и Ка­баниха.
А. Островский. Гроза
В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “са­модур”, но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме “Гроза” явление самодурства описано на при­мере образов “значительных лиц” города Калинова – Ди­кого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон – деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги – это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: “Так ты знай, что ты червяк. Захочу – поми­лую, захочу – раздавлю”. В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: “ни одного пу­тем не разочтет”. Он действует по принципу: “Много у меня в год-то народу перебывает. не доплачу я им по

какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!” Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: “У него вся жизнь осно­вана на ругательстве”. По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: “Они должны мне покоряться.” Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора – черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны. Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев “темного царства”. Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: “Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”.
Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его “хозяи­ном” в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное – соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.
Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: “Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела”. Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: “Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни”.
Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что “самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он – что захочет, то и сделает”. Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством – это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Categories of numbers of noun.
Сейчас вы читаете: Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза”