ЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А. Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу — Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и
к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми
Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л. Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л. Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности — сознание своего падения. В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л. Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л. Т.- П. М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей — В. В.Самойлов (1854), М. С.Щепкин (1855), П. В.Васильев (1861), Остужев (1934).