I. Повесть «Княжна Мери» — исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину. «.Мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
1. Грушницкий глазами Печорина: ироничность изображения. История появления Грушницкого в Пятигорске. «Его цель — сделаться героем романа». Провинциальный романтизм Грушницкого, не способного
противостоять уму и неординарности Печорина: «.он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Попытки Грушницкого приблизиться к Лиговским, бывать у них дома, ухаживать за княжной Мери. Чувства, которые Грушницкий испытывает к княжне Мери. Месть Грушницкого княжне и Печорину: слухи, заговор, ложь. Дуэль как финал отношений Печорина и Грушницкого. Грушницкий на дуэли: от предательства до бесчестия, от позерства до презрения к самому себе. Грушницкий не выдержал нравственного испытания.
2. Печорин и Грушницкий: «Я его понял, и за это он меня
не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.» Печорин строит свои взаимоотношения с Грушницким, пытается найти им объяснение. Наблюдательность героя, его умение давать точные характеристики персонажам и выделять особенности, присущие именно этим людям. Всесокрушающий самоанализ и удивляющее открытиями самопознание. Независимость мышления Печорина как контраст позерству Грушницкого. Любовь княжны Мери к Печорину развела героев, сделала их врагами. Непозволительное малодушие Грушницкого, осуждение его Печориным. Романтическое восприятие утра перед дуэлью, признание своей ответственности за поединок. Бессонная ночь перед дуэлью открыла герою печальные истины: «.сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»; «Моя любовь никому не принесла счастья.» Нравственный эксперимент, проводимый Печориным, состоит в испытании личности Грушницкого: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все.» Желание одиночества после дуэли.
III. Быть или казаться?. Отношение Печорина и Грушницкого к любви, дружбе, нравственности, чести, справедливости. Превосходство Печорина над Грушницким: деятельный ум и уверенность в себе Печорина противопоставлены беспомощным стараниям Грушницкого занять место в светском обществе и преодолеть смущение и провинциальное чувство неполноценности. Роль общества в формировании мировоззрения личности и ее жизнеспособности. Нравственный выбор, стоящий перед человеком: быть или казаться?