Что заставляет Печорина проводить эксперименты над собой и окружающими? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
К работе над романом «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов приступил в 1838 г. Произведение публиковалось частями в «Отечественных записках»: в журнале была напечатана повесть «Бэла», затем «Фаталист» и «Тамань». Вскоре увидело свет отдельное издание романа, где к названным повестям были добавлены «Княжна Мери», «Максим Максимыч» и «Предисловие к журналу Печорина». Лишь после знакомства со всеми повестями можно было составить наиболее верное представление о личности героя. И что же решила критика? Многие
Печальна судьба Бэлы: она поплатилась жизнью за то, что имела несчастье понравиться Печорину. Жаль княжну Мери, в ответ на свое сердечное признание слышащую холодное печоринское «Я вас не люблю». Для чего же вырывает герой горянку из родного
Итак, Печориц должен был выбрать- «или решительное бездействие, или пустая деятельность» (Б. Г. Белинский). Он выбрал второе. Его постоянные эксперименты над собой и окружающими, испытание судьбы — на охоте, в историях с Бэлой, «ундиной», под пистолетом Грушницкого или пьяного казака, под пулями чеченцев — последствия сделанного выбора. Но неужели не было третьего варианта? Нет — говорит Лермонтов, причем не только в «Герое нашего времени», но и в предшествующих роману стихотворениях, где звучат мотивы столкновения с обществом, одиночества, утраченных надежд.
Не один Печорин тоскует по подлинным ценностям — такова была судьба лучших представителей поколения 30-х гг. XIX в. Печорин понимает, что его вмешательство в жизнь не соответствует его «силам необычайным», что у него было некое высокое предназначение. Но не герой виноват в растрате себя по пустякам. Неприятие светом правды и искренних чувств породило в душе Печорина отчаяние. Он посчитал, что наиболее разумная основа поведения — индивидуализм. Ясно, что этот индивидуализм причиняет страдания окружающим, но он не приносит счастья и самому герою. Наверное, потому, что выбор этот вынужденный, не добровольный. Он продиктован состоянием общества, из которого вытравлены благородные идеалы.
В романе мы встречаем рассуждения героя о дружбе, любви, его собственном принципе жизни за счет чужих радостей и горестей. Но эти скептические слова не соответствуют чувству героя к Вере, мыслям, которые возникают у него на дуэли с Грушницким, (Печорин надеется, что Грушницкий все же откажется от подлого замысла), его поведении при последнем объяснении с Мери. Герой отнюдь не наслаждался своим торжеством. Вид измученной девушки вызвал у него чувство сострадания. «Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее», — признается Печорин. Герой Лермонтова — это убежденный скептик и в то же время человек, влюбленный в жизнь. Противоречивость — главная черта личности Печорина. Интересно, что она выражена даже через портрет героя: глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся. Автор характеризует эту особенность как признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Конечно, это грусть — тоска по «желанному парусу», по жизни с высокой целью, которая навсегда останется для Печорина лишь несбыточной мечтой.