Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени”


Спустя более полувека после смерти М. Ю. Лермонтова другой великий поэт России, Блок, так опишет ощущения человека, живущего в эпоху реакции: “Рожденные в года глухие пути не помнят своего”. Лермонтов относится как раз к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I. Тяжелая нравственная атмосфера того времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшая в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового “героя”. Лермонтов употребил это слово не в прямом, “героическом” значении, а в переносном, как изображение наиболее характерных для данного периода развития общества типа личности.
“Герой” Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максим Максимыча и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает понять читателю, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.
Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям (“Зачем


я жил? Для какой цели я родился. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные. Но я не угадал его”).
В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки печоринского отношения к чужим переживаниям, объяснение того, что он оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы (“Да и какое мне дело до несчастий и бед человеческих.”). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие на окружающих и скорбно думает, что “он всегда играл роль топора в руках судьбы”. Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: “Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас название одно.”. Особенно хорошо это видно из рассуждения Печорина о счастье. Он пишет в своем дневнике: “Счастье – это насыщенная гордость”, “я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе”.
Так же эгоистичны его представления о дружбе: “Из двух друзей всегда один – раб другого. Быть рабом я не могу и не хочу, а повелевать – занятие утомительное, поэтому я не имею друзей”. И действительно, в романе у Григория Александровича Печорина нет ни одного друга, доктор Вернер, скорее, может быть назван приятелем. Зато врагов у главного героя достаточно, что полностью совпадает с его нравственными представлениями об этом. “Люблю врагов, они волнуют мне кровь.” – говорит он.
Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он в соответствии с кодексом дворянской чести способен вступиться за “честь невинной девушки” и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушает судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что “вдохнуть аромат едва распустившегося цветка” есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где нибудь на дороге, может, кто нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою “постылую свободу” и говорит, что как только речь заходит о женитьбе, так “прости, любовь”. Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.
Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: “Если я причина несчастья других людей, то и сам не менее несчастлив”. Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем всегда как бы находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.
Причиной эгоизма и таких своеобразных нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений и отсутствия выхода рождается разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти, которая вскоре оборвала жизнь героя.
Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”. Таким и увидел “героя” своего поколения М. Ю. Лермонтов.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Structure and classification of sentence.
Сейчас вы читаете: Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова “Герой нашего времени”