Романтическое искусство в образе Эсмеральды
Романтики старались создавать персонажи, которые бы далеко выходили за границы современной жизни. Они создавали индивидуальную мифологию на уровне мифологии античной, или христианской, и какую-либо мифологию воспринимали как абсолютную правду. Клод Фролло воплощает средневековое пренебрежение всем земным. Это талантливый человек, впрочем, человек искривленный. Гюго доказывает: пренебрежение человеческим, естественным порождает зло. Страсть Фролло к Эсмеральде не имеет ничего общего с любовью, в том числе с любовью христианской. Клод Фролло
Эсмеральда — цыганка (правда, только по воспитанию) и француженка (по происхождению). Ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, так как не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцорка воплощает в себе качества новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которое идет на смену
Гротесковый Квазимодо, безобразный, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитывался сиротой, иначе, как с отвращением на несчастного смотреть не может. Любовь Квазимодо к Эсмеральде является высокой любовью к ренессансной Мадонне. Так Данте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «искренним событием», перевернул его жизнь.
Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабски покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизнь Квазимодо проходила якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ему, и был его частью. Теперь он увидел другое, и за это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является протестом бессознательным, жестоким, и даже страшным. Но его тяжело обвинять, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства высказывает собственное отношение к революционным событиям, к народу, который проснулся, и уже не может быть другим.
В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, вслед за Скоттом, перемещает исторических личностей на уровень фона ( Людовик ХI, Гренгуар ), а на авансцену выводит личностей выдуманных (Фролло, Эсмеральда, Квазимодо). Хотя, в отличие от Скотта, Гюго рисует не тусклые чувства, а большие страсти, и согласно собственной теории «концентрированного зеркала», активно использует контраст и гротеск. Эсмеральда — не просто красивая девушка, она является уникально красивой, Квазимодо — не просто урод, его вида люди боялись даже тогда, когда он был грудным ребенком. Концентрация противоположных черт, обострение страстей создают могущественный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из ярчайших в истории мировой литературы.