Раздумья о вечных ценностях в романе «Собор Парижской Богоматери»
Творчество французского писателя объединяет в себе разные литературные тенденции: романтизм, реализм, зачатки модернизма. Виктор Гюго был теоретиком и художником романтического направления литературы, именно он возглавлял борьбу против классицизма во Франции. В романе «Собор Парижской Богоматери» (1831) главной является мысль о прогрессивном движении человека от рабства до свободы, от власти аристократии до демократии. Центральный собор Парижа символизирует духовную жизнь народа и в тот же время воплощает в себе все отрицательное,
Много деятелей культуры того времени вообще разочаровались в возможности прогресса. Гюго обращается к историческому периоду, когда заканчивается эпоха средневековья,
Собор Парижской Богоматери — это не только место, где происходят события романа. Он равноправный герой этого произведения, как поэт Пьер Гренгуар, Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. В романе он воплощает идею добра, справедливости, любви. Герои романа тесно связаны с Собором, например, для Квазимодо он и дом, и родина, и вселенная. Но события, которые изображает Гюго, далекие от идеальных христианских взаимоотношений. Люди не знают ни сочувствия друг к другу, ни толерантности, их поступками руководят страсти, из-за которых они забывают свою обязанность перед Богом. Архидьякон Клод Фролло, преисполненный страсти к цыганке Эсмеральде, добиваясь ее любовь, идет на преступление.
Квазимодо, безобразный глухой горбун, оказывается способным на прекрасное чувство. Его любовь сильная, однако, ради нее он тоже готов на преступление. Квазимодо сталкивает Клода, своего благодетеля, с башни, когда понимает, что тот убил Эсмеральду. Но его любовь самоотверженная, он ничего не требует от своей любимой. Эсмеральда олицетворяет наилучшие женские черты. Она не только прекрасная внешне, а и одаренная замечательным голосом, в котором звучит ее нежная и страстная душа. Ее любовь к молодому капитану Фебу де Шатоперу раскрывает ее стремление и способность к сильным чувствам. Но этим чувствам нет места в мире, где живет Феб.
Гюго показывает, что добро и зло могут существовать рядом, что люди не хотят видеть прекрасного: никто не понял Квазимодо и его любви. А прекрасное не может исправить злой души: любовь к Эсмеральде не делает Клода лучшим духовно. Добро и зло тесно объединены, иногда человеку очень тяжело определить границу между ними. Они всегда в борьбе, в которой гибнет немало прекрасного (именно так читатель воспринимает смерть Эсмеральды). Но Гюго верит в победную силу добра, в человеческий прогресс. В финале романа он снова изображает собор, который стал немым свидетелем трагических событий и вместе с тем символом возможности возвращения людей к вечным ценностям.