Второй период творчества Виктора Гюго
Второй период творчества Виктора Гюго тесно связан с политической деятельностью писателя. Воспитанный роялистами, он в 1827 г. окончательно порывает свои связи с антидемократическими изданиями и переходит в лагерь республиканцев. Он с увлечением приветствует революцию 1830 г., поддержит «банкирского короля» Луи Филиппа, в 1845 г. становится пером Франции, в 1841 — академиком Французской Академии. Но личное благополучие не может заслонить видения страданий народа, который кровью добившись буржуазных свобод, теперь стонет под новым бременем,
За голову поэта будет назначена огромная сумма — 25 тысяч франков, но Иуды не нашлось, и «рыцарь Свободы» будет продолжать творческую и политическую
В 1862 г. Гюго заканчивает роман «Обездоленные». По жанру это социальная эпопея, Гюго создает широкую картину народной жизни, но в романтическом духе предоставляет не объективное, а субъективное видение мира. «Я возобновил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку», — скажет писатель в конце жизни, осмысливая свой творческий путь. Именно такие люди, хотя современная Гюго Франция не из них одних состояла, становятся объектом изображения в романе «Обездоленные».
Жизнь Франции осмысливается с народной точки зрения. Жертвы жестокой эксплуатации (Козетта) и несправедливости государственных учреждений (Жан Вольжан) несут в себе что-то ангельское. Носители общественного зла — семья Тенардье, инспектор Жавер — настоящие дьяволы.
И снова Гюго обращается к приему «искреннего события». Не всегда Вольжан был мудрым и достойным человеком. Его естественная доброта была упразднена, когда он украл батон хлеба, чтобы накормить голодных детей своей сестры. На беду, дело его вел инспектор Жавер. Этот человек существует по принципу: сброд должен сидеть в тюрьме. Он не допускает чувства порядочности в тех, кто не имеет банковских кредитов. В результате Вольжан оказывается на каторге и проводит там 19 лет. Он выйдет оттуда волком, который будет твердо знать одно — выживает тот, кто сильнее.
Епископ Мириель взял на себя заботу о униженном человеке, а униженный человек украл столовое серебро и убежал подальше. Вольжан не верит в добро. Он уверен: Мириель поселил его в собственном доме ради повышения авторита у паствы. Полиция схватила Жана, и для того чтобы снова оказаться на каторге и никогда уже не выйти оттуда, нужно было только получить свидетельство священника об украденных ценностях. Но священник уверен: человеческая душа — намного ценнее любого серебра. И потому он утверждает: серебро Вольжану он сам подарил, и прибавляет к «подарку» еще и серебряный канделябр. Так Вольжан превращается из «зверя» в «ангела».
Когда во время революционных событий, восставшие рабочие захватят ненавистного Жавера (а Жан далеко не единственная его жертва), Вольжан не разрешит им расправиться с инспектором и отпустит последнего на волю. Жавер не превращается в «ангела», он наложит на себя руки, так как система его жизни превратилась в руины, он считал себя орудием высшей справедливости, а оказалось, что все наоборот: преступником является именно он и те, кого он всю жизнь предохранял от «сброда».
Глубоко верующий Гюго оправдывает революционные действия народа. Он уверен: силы зла сами не уйдут. Наилучшие люди Франции собираются на баррикадах: справедливый республиканец Анжольрас, маленький герой Гаврош, который приобрел особое значение. Неугомонный, веселый мальчик, который отчаянно помогал борцам за интересы народа и погиб на баррикадах, стал одним из символов Парижа.
В изгнании Гюго создает романы «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), трактат «Вильям Шекспир» (1864), а 4 сентября 1870 г., в день провозглашения Франции республикой, возвращается на родину. Его встречают как национального героя, он занимает почетное место в обществе. Начинается третий период творчества.
Также, как и много других культурных деятелей, Гюго не поддержал требований коммунаров в день провозглашения Парижской Коммуны 18 марта 1871 г. Но не поддержал и действия версальцев, которые после разгрома Коммуны начали жестокую расправу над коммунарами. Гюго даже предложил тем, кого государство считало преступниками, приют в своем доме в Брюсселе, и в 1872 г. выпустил сборник «Грозный год», в которой создал буквально поэтический протокол событий 1870-1871 годов. Поэзии «Крик», «Расстрелянные», «Я видел кровь» осуждают массовую смертную казнь коммунаров.