Гротеск и контраст в романе Гюго «Собор Парижской богоматери»

Роман писался во время Июльской революции. Гюго, как и всех романтиков, привлекала родная история, сюжеты. В романе автор проводит идеалистическую точку зрения на историю, кот. дает возможность проверить вечных законов — борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти. Главный стержень романа — любовь к цыганке Эсмеральде архидьякона Клода Фролло и звонаря собора Квазимодо. У аскета Фролло любовь приняла форму зла, а для Квазимодо стала смысли жизни. Широко используется в романе приемы гротеска и контраста. (Пример

— эпизод когда Эсм. выбирает красивую, но треснувшую вазу для цветов, вместо уродливого, но прочного глиняного горшка. Цветы умирают.)
Изображение героев дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Э. В образе Квазимодо наиболее ярко выразился художественный принцип гротеска: внешнее безобразие скрывает в нем душевную красоту; искривленный, горбатый и одноглазый-настоящее романтическое — чудовище-он кажется «ожившей химерой», люди ненавидят его за уродство, а он платит им озлоблением; и никому, даже Эсмеральде, не дано разгадать его прекрасную
душу, недаром он горестно шепчет вслед счастливому сопернику: «Значит, вот — каким надо быть! Красивым снаружи!». Своими душевными качествами Квазимодо, этот простой, бедный человек, тоже по контрасту, противостоит и Фебу, и Клоду Фролло.
Художественно убедителен образ капитана Феба де Шатопера. Красивая наружность и блеск мундира контрастирует с пустотой, легкомыслием и внутренним ничтожеством этого молодого дворянина.
В любой исторической эпохе, сквозь все ее разнообразные противоречия Гюго различает борьбу двух главных нравственных начал. В «Соборе Парижской богоматери», сплошь построенном, на эффектных «антитезах», отражающих конфликты переходной эпохи, главная антитеза-это мир добра и мир зла, мир угнетенных и мир угнетателей: с одной стороны, королевский замок Бастилия-пристанище кровавого и коварного тирана, дворянский дом Гонделорье-обиталище «изящных и бесчеловечных» дам и кавалеров, с другой-парижские площади и трущобы «Двора чудес»; где живут обездоленные. Драматический конфликт строится не на борьбе королевской власти и феодалов, а на отношениях между народными героями и их угнетателями. Душевное величие и высокая человечность присущи лишь отверженным людям из низов общества, именно они подлинные герои романа. Уличная плясунья Эсмеральда символизирует нравственную красоту народа, глухой и безобразный звонарь Квазимодо-уродливость социальной судьбы угнетенных.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Гротеск и контраст в романе Гюго «Собор Парижской богоматери»