Третий период творческого развития Виктора Гюго

Третий период творческого развития Виктора Гюго явился периодом его неустанно росшей международной известности, основанной на деятельности публициста-обличителя реакции, которым стал в то время писатель. Широко известно мужественное поведение Гюго в эти годы, его неподкупность, его отказ принять амнистию Наполеона III. Это годы творческой зрелости Гюго, отмеченные созданием целого ряда лучших его произведений.
События 1850-1851 гг. и период Второй империи научили Гюго многому: обдумывая политический опыт французского народа, он проникся

глубокой ненавистью к угнетению и насилию правящих классов в любой его форме. Благородное стремление Гюго помочь любому борцу за свободу, любому освободительному движению, воспрепятствовать любому политическому преступлению правящих классов отражает дальнейший рост общественного кругозора писателя. Гюго борется и за Францию, и за свободу других народов, потому что приходит к выводу, что свобода — мечта всех народов мира, осуществить которую возможно лишь общими усилиями. Гюго, пылкий французский патриот, находит в эти годы путь к интернационализму.
Известно, что Маркс, отметив ценность книг Гюго, направленных
против Наполеона III, указал и на их слабые стороны, на то, что Гюго не смог показать силы, выдвинувшие Наполеона III, не разоблачил всей ничтожности Наполеона — наемника крупной французской буржуазии. Этот недостаток — неумение вскрыть корни агрессивной политики буржуазных государств — характерен и для других выступлений Гюго-публициста. Но каковы бы ни были слабые стороны публицистики Гюго, ее достоинства — огромная искренность, сила обличения, демократический пафос, боевой дух — настолько существенны, что дают основания видеть в Гюго одного из замечательных французских публицистов XIX в. Именно в публицистике 50 -60-х гг. содержатся те призывы к борьбе за мир, которые так часто приводились в нашей прессе.
Так политическая деятельность Гюго открыла в нем огромный талант публициста. Это очень важное качество Гюго-художника, имеющее и самостоятельное значение, должно быть особо выделено, как характерная черта третьего периода в развитии его творчества.
О этих пор благородная публицистичность проникает и в стихи, и романы Гюго. Особо следует отметить в этом отношении сборник стихотворений Гюго «Кары», свидетельствующий о важных принципах, происходящих в мировоззрении писателя в эти годы.
«Кары» тесно связаны с публицистикой Гюго. По существу В ЭТОЙ книге стихов выражено то, что Гюго-публицист писал в своих протестах и обращениях. «Кары» особенно ясно раскрывают замечательное качество, которое присуще и Гюго-поэту, и Гюго-публицисту: не только яростную ненависть к тирании в любой ее форме, но и веру в силу народов, в развитие освободительных движений, которым художник так сочувствовал.
Коронованным разбойникам и деспотам, силам угнетения в «Карах» противопоставлены народы мира, монументальные образы сил лагеря свободы. Особо следует отметить оптимизм, звучащий в стихах этого сборника: Гюго убеждал своих читателей в неизбежности суровой расплаты, которую заслужили заклейменные им враги. народов — поджигатели войн, душители освободительных движений, слуги светской и церковной реакции, южноамериканские рабовладельцы и их сторонники из северных штатов.
Народ — герой произведений Гюго-публициста, Гюго в 50 -60-х гг. Это сказалось и в его романах, которые свидетельствовали о то

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Третий период творческого развития Виктора Гюго