Поэзия и драмы раннего творчества Гюго
В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы» — живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не слышали таких стихов. В них и знойное небо Испании, и мечети Востока, и ленивое качание гамака, и стремительный полет фантастических горных духов — джиннов. И здесь не только роскошь красок, не только мастерство стиха — сюда врывается дыхание современности: звучат мечи, свистят пули, несутся стоны — это греки сражаются
— Скорее в Грецию! Пора! Ей вся любовь!
Герои освободительных битв становятся героями поэзии Гюго. Теперь писатель должен завоевать область драматургии. Новаторская драма в стихах «Марион Делорм» создана с ошеломляющей быстротой. Герой ее — молодой поэт Дидье, человек из народа, отверженный и гонимый. Действие пьесы свободно переносится из покоев Марион на площадь, из покоев короля — в темницу. И прекрасные стихи, вложенные в уста героев, звучат гораздо естественнее напыщенных тирад, которыми изъяснялись герои пьес, написанных по старинным «правилам». Образ короля Людовика
«Эрнани». Это испанское имя обозначает веху в развитии литературного движения во Франции. Пьеса построена по тем же новаторским принципам, что и «Марион Делорм».
Место действия — Испания XVI в. Главный герой — разбойник Эрнани. Он любит юную аристократку донью Соль. Его соперники — старый гранд де Сильва и таинственный незнакомец дон Карлос, под плащом и маской которого скрывается будущий король Испании. Разбойник, отверженный оказывается благороднее и великодушнее своих соперников-аристократов. Честь для Эрнани дороже жизни. Повинуясь данному слову, он готов отдать жизнь даже в минуту высшего счастья, в день своей свадьбы с доньей Соль.
Постановка «Эрнани» превратилась в битву. На каждом спектакле зал разделялся на два лагеря: новаторы против консерваторов. И новаторы-романтики одержали победу.
Пьеса была поставлена в феврале 1830 г., незадолго до революции. В Париже в это время сгущалась предгрозовая атмосфера. Казалось, что подымаются призраки Марата и Робеспьера. Рабочие собирались на тайные сходки в кабачках. Монархия шаталась, а Карл X все усиливал гнет.
Писателя все больше начинает волновать тема обездоленных. Нищета народа, тюрьмы, каторга, эшафот. Как встать на борьбу со злом, царящим в обществе? Впервые Гюго поднял голос против смертной казни в повести «Последний день приговоренного к смерти», написанной в 1828 г. Повесть вышла без имени автора, имела большой успех, вызвала много подражаний. В 1832 г. выходит повесть Гюго «Клод Ге», основанная на действительном факте. Герой повести, рабочий, доведен голодом до кражи, издевательствами тюремного начальства — до убийства. Умный, одаренный, честный по натуре человек гибнет на эшафоте. Он жертва несправедливого строя.
Гюго собирает материал для большого романа. И действительность дает ему материал поистине неисчерпаемый. Страдания и нищета народа не идут на убыль после июльской революции. Революция не завершена, во Франции продолжаются народные волнения. Особенно запомнилось Гюго республиканское восстание 1832 г. в Париже: баррикады, героическое сопротивление восставших, бои на улицах Сен-Мерри и Сен-Дени. Писатель не участвует в этих боях, но они глубоко волнуют его. Он записывает рассказы участников и очевидцев, сам ходит по Парижу, не боясь пуль, чтоб все видеть своими глазами.