Тема родины и народа в поэме «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России. Гоголь Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме,
Где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы, данной им Пушкину, как осуществление писательского долга
Перед Родиной. В 1841 поэма была закончена, но члены московского цензурного комитета, которым он представил рукопись, пришли в негодование от содержания
Произведения. Поэма

была запрещена. Это были тяжелые для Гоголя
Дни. Он обратился за помощью к Белинскому, тот сделал в, се
Возможное, чтобы, минуя
Цензуру, напечатать поэму. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но считал своим долгом перед
Россией и народом «показать»
Хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину
Его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина
Во время всей его работы над поэмой.
Гениальное творение Гоголя потрясло всю Россию.
В «Мертвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30-х годов прошлого века. Губернский
Город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках «мертвых душ», крепостная деревня,
Столица с ее министрами и генералами — таков социальный фон поэмы. Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, подлый мир «мертвых душ» — жадных
Стяжателей, рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянскобюрократического строя сего дикими
Полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.
Миру «м·ртвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от
Помещиков и чиновников, от болтунов. и оскотинившихся скопидомов
К людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России — резко
Меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое одушевление. В поэме «Мертвые
Души» Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера
В будущее, где не будет никаких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей
И Чичиковых.
Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к величию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с
Представителей паразитического дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Ими
Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом
Свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней
Степени. Социальная подавленность и приниженность отпечатались на Селифане и Петрушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его
Больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к
Свободной жизни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.
Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не
Увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его
Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии. «Мертвые души» — это «энциклопедия жизни крепостной Руси».
Белинский писал: «Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность». Что же несут эти
Дворяне-хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у
Нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов,
Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, то что бы мы знали о русской действительности. Их
Гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не
Побоялись показать «темные стороны»
Русского общества. Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и самобытностью питали все
Творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта, Гоголь смело может сказать: «Я Родину люблю!» Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново
Переосмысливаются человеческие ценность, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был
Бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России». Высоко поэму оценил Герцен. В произведении, видна прекрасная душа автора, его бесконечная
Тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема родины и народа в поэме «МЕРТВЫЕ ДУШИ»