Анализ действующих лиц в комедии “Ревизор”

В третьем действии характеры действующих лиц, и в первую очередь Хлестакова, получают дальнейшее развитие и уточнение. Окончательно выявляется внутренний ход комедийного действия, связанный с коллизией героев. Не будь Хлестаков человеком “без царя в голове” и “несколько приглуповат”, он бы уже в первой беседе с городничим смекнул, что попал в неожиданную ситуацию, понял бы, что не случайно местный градоначальник предложил “ссудить” его деньгами и “ввернул” вместо двухсот четыреста. Если бы он понял это, не было бы ни

поездки с целью осмотра городских учреждений, ни завтрака у Земляники в богоугодном заведении, ни переезда на квартиру городничего. Характер героя органически взаимосвязан с комедийными обстоятельствами и действием. Хлестаков уже ощущает себя человеком, каждое слово которого ловят и желание которого – закон для всех. И с простотой, с чистосердечной откровенностью делится своими ощущениями о завтраке, о рыбе – “Очень вкусная.”
Городничий. .Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело
мою ревность и было довольно. Наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало. то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.
Неожиданная тирада городничего “о добродетели” открывает новую стилистическую грань в привычной и характерной речи “человека с грубо развитыми склонностями души”. Этот “высокий стиль”: “перед добродетелью все прах и суета”, сразу обращает на себя внимание потому, что в “Ревизоре”, как в высокохудожественном драматическом произведении, характеры героев проявляются прежде всего в их сценической речи и все необычное, не свойственное для нее немедленно бросается в глаза. Речь каждого персонажа выступает прежде всего как его характерология и типизация. Особенность и своеобразие речи каждого из героев придают диалогам, монологам и репликам в комедии Гоголя неповторимую живость и разговорную естественность., Слышатся различные голоса разных, уже знакомых нам людей, характеры которых отличаются не только индивидуальными чертами, но и социальной природой (речь городничего, Осипа, купцов, провинциальное косноязычие Добчинского и Бобчинского и иуд.). И тем не менее, речь любого из этих героев совсем не всегда одинакова на протяжении всей пьесы, потому что искусство диалогической речи в драматическом произведении заключается не только в индивидуализации речи, но и в умении заставить говорить героя в соответствии с ситуацией, т. е. придавать речи различные стилистические варианты, в зависимости от обстановки, от партнеров и т. п. Ведь и Простакова умела произносить “умилительные” речи, не переставая быть Простаковой.
Поэтому “высокие” слова городничего о “добродетели”, “прахе” и “суете” – это слова-маски, которые не могут обмануть ни зрителя, ни читателя, ни даже самих персонажей комедии, например Землянику, так же как и Хлестакова. С присущей ему необыкновенной легкостью в мыслях Хлестаков вдруг превращается в литератора. Но эта сфера чужда ему, и потому он подсознательно, говоря о своих “литературных занятиях”, пользуется “легким стилем”, лексикой и фразеологией шалопая-картежника: “.иной раз прозой, а иной и стишки выкинутся”. Слово “выкинутся” естественно сочетается с картами: “выкинулся туз”. Слова эти хорошо раскрывают “душевные глубины” Хлестакова.
Все это говорит о том, что Хлестаков-литератор неотделим в представлении Гоголя от главного героя комедии с самого начала ее создания, но толчком для появления Хлестакова-литератора в явлении V послужило неожиданное для окружающих “заимствование” городничего. Слова Хлестакова, что его приняли за главнокомандующего, тоже в какой-то степени связаны со статьей Брамбеуса. Вот так разыгрывается в ней батальная сцена. Барон предлагает баронессе сложить вместе “весь наш ум, здравый смысл, рассудок, правила, честь, благонравие” и выстроить “из них крепость с высокими валами и запереть в нее наше счастье”.Он берется за главную, самую ответственную роль: “Я буду комендантом крепости, ты будешь составлять гарнизон”, – говорит он своей баронессе. Крепость готова. Барон Брамбеус расхаживает “по стенам твердыни”: “Милости просим, почтеннейшая юная словесность!”. “Мы деремся как львы; она все стреляет – стреляет денно и нощно, стреляет из разных орудий” – “проклятая словесность!”. Но барон непоколебим. Он тверд, как скала. Он знает, что “добродетель идет нам в помощь с огромной ратью хороших правил”.
Главный герой комедии, по замыслу и высказываниям Гоголя, – действительно Хлестаков. Но так как Хлестакова превратил в ревизора страх городничего, то и все действие комедии развивается под воздействием городничего. Это он привозит Хлестакова к себе домой и первый дает ему взятку (ссужает его деньгами, дает взаймы). Это он везет его осматривать богоугодные заведения, это он принимает Хлестакова у себя дома так, как это полагается высокому гостю, вводит его в семью, угощает, спаивает. Страшась “купечества и гражданства”, он ставит у ворот своего дома Держиморду и других квартальных, которые сначала мешают жалобщикам подавать просьбы на городничего.
Хлестаков – лицо влекомое, он живет и действует по логике развития, тех отношений, в которые поставил его городничий. И вместе с тем те неожиданности, которые появляются в речах и поступках Хлестакова – “сцена вранья”; объяснения в любви с матерью и дочерью одновременно; предложение, которое он делает Марье Антоновне; неожиданный и безвозвратный отъезд Хлестакова-жениха – в свою очередь тоже обусловливают развитие действия комедии. Таким образом, в пьесе Гоголя существуют два центра, два лица, ведущие и направляющие развитие действия комедии: городничий и Хлестаков. Каждый из этих лиц переживает момент своего наивысшего подъема, своего торжества; каждый проходит и через развенчание.
Мы полагаем, что динамика развития действия в “Ревизоре” столь велика именно потому, что в комедии насчитывается не одна, а две завязки, не одна, а две кульминации, и не одна, а две развязки, в центре которых стоит то Хлестаков, то городничий.
В “Ревизоре” две завязки. Первая – начальная реплика городничего, выражающая его страх, который повлек за собой ошибку. Эти первые фразы городничего – завязка всего дальнейшего течения комедии. О кульминации и развязке конфликта, в котором первое лицо – городничий, мы скажем в комментариях к пятому действию.
Вторая завязка – явление III, действие первое, связана с Хлестаковым. Вбежав запыхавшись в комнату городничего, Бобчинский и Добчинский рассказывают о чиновнике, приехавшем из Петербурга, который, по их мнению, и есть “инкогнито” – ревизор.
Кульминация раскрытия личности Хлестакова – момент его вдохновенного вранья перед чиновниками и семейством городничего. В третьем действии именно в “сцене вранья” Хлестаков достигает своего высшего раскрытия. Гоголь дает здесь своему главному герою наиболее яркое освещение. Развязка всей линии Хлестакова – явление VIII действия пятого – появление почтмейстера с распечатанным письмом Хлестакова.
В одной из последних работ о “Ревизоре” В. Г. Маранцман дает интересный анализ композиции “Ревизора”, исходя из двух конфликтов комедии: одного – внешнего, комедийного конфликта между Хлестаковым и городничим, другого – внутреннего, глубинного и совсем не только комического. “Это конфликт между истиной и обманом, заблуждением и правдой” . Автор работы говорит о динамичности действия в “Ревизоре” и указывает на две завязки, две кульминации и две развязки.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Процесс развития личности в педагогике.
Сейчас вы читаете: Анализ действующих лиц в комедии “Ревизор”