Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича
Чичиковская шкатулка — «небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы», — так подробно описанная Н. В.Гоголем, вызывает у В. Набокова мысль, что «Гоголь описывает вовсе не внутренность шкатулки, а круг ада и точную модель округлой чичиковской души (внутренности Чичикова разнимаются под яркой лампой вивисектора)». При этом В. Набоков ссылается на А. Белого, который заметил, что шкатулка была «женой Чичикова».
И где же может храниться «Журнал коллежского советника Чичикова Павла Ивановича»,
Душа Чичикова так же сложна, как устройство его шкатулки: «узенькие перегородки, квадратные закоулки, перегородки с крышечками и без крышечек, пространство для бумаги, потаенный ящик для денег» (ср. «пестрядевые мешочки Коробочки»); многообразна, как ее содержание: бритвы, мыло, перья, сургучи (туалетные и письменные принадлежности равно нужны и равно любимы
Не следует видеть в Чичикове только подлеца, которого «пора наконец припрячь». Это характер сложный и неоднозначный, по словам Н. Г.Чернышевского, «самый трудный» в поэме. На стремление возродить «подлеца» во втором томе «Мертвых душ» указывал и сам автор, выражая сомнение в подлости своего героя: «Кто же он? Стало быть подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим»; и В. Б.Шкловский: «Гоголь хотел воскресить Чичикова: дал ему железную настойчивость, поэтические раздумья над списком беглых крестьян и необычайную изобретательность, мечту о губернаторской дочке (правда, очень беглую), любовь к быстрой езде, умение овладеть собеседником»1.
Противоречивость, двойственность характера героя должна найти отражение и в его «Журнале». С одной стороны, «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой», с другой — трезвое и ироничное отношение к обществу, где копейка возведена в культ (вспомним размышления Чичикова при встрече с губернаторской дочкой — гл. V). Добавьте к этому склонность к пространным рассуждениям — чисто русская черта — о судьбах крестьянина (гл. VII), язвительные замечания по поводу чиновников, помещиков и обывателей города NN — и точный подсчет каждой копейки, каждой «мертвой души». Чем-то дневник Чичикова будет напоминать дневник Глумова, который решил: «Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед».
Обратим внимание еще на одну особенность «Журнала коллежского советника Павла Ивановича Чичикова» — его внешний вид. Чичиков очень внимателен к вещным знакам: особенный сорт французского мыла, серебряная с финифтью табакерка с двумя фиалками для запаха, рубахи тонкого голландского полотна, фрак брусничного цвета с искрой. Нетрудно вообразить, каким должен быть «Журнал.» Чичикова.
Также внимателен Чичиков и к буквам. Буква приобретает для героя священное, сакральное значение. Именно она — буква — делает призрачную мертвую душу вполне живой, приносящей немалый доход. Своим миллионным состоянием Чичиков обязан именно букве, в отличие от звука, знаку вещному, прикрепленному к гербовой бумаге. Возможно, что у Павла Ивановича, как и у Акакия Акакиевича, были буквы-фавориты. Это округлые буквы, такие же, как сам Чичиков, как его подбородок («совсем круглый») — самая привлекательная, по словам самого героя, часть его лица.
И вот «Журнал коллежского советника (чин по табелю о рангах равный полковнику!) Чичикова Павла Ивановича» приобретает зримые черты: кожаная красная (вспомните о фраках героя) книжка с листами хорошей плотной бумаги, исписанной округлым с завитушками почерком.