«Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей.» (В. Н. Майков)

В 1835 году Гоголь начал писать поэму «Мертвые души». Сюжет для этого произведения подсказал ему Пушкин. Он рассказал об одном авантюристе, который, скупая мертвые души, разбогател. Произведение, над которым начал работу Гоголь, рисовалось ему как огромный роман в нескольких частях. Ему хотелось осветить в своем произведении Россию со всех сторон: в первом томе он хотел показать все отрицательные стороны России, а во втором томе нарисовать положительных героев, тех, кто поведет Россию вперед. Второй том не удался Гоголю, так как современная

ему Россия не дала ему типичных характеров тех, кто был бы положительным и мог бы повести страну вперед. Показать собакевичей, Плюшкиных, ноздревых, Чичиковых было легче, потому что их было в России очень много, их Гоголь видел на каждом шагу, поэтому образы первого тома романа были необыкновенно живыми и волновали русского читателя. В первом томе предстает целая галерея русских помещиков, чиновников, начиная от мелких и кончая крупными,- всех тех, кого писатель назвал «мертвыми душами», мертвыми потому, что они не только не способствовали продвижению России вперед, но и тормозили ее развитие, потому что своим паразитическим
образом жизни они убивали все, что было лучшего в России, в том числе и душили жизнь русского народа. Одни из них проживают свои имения, разоряя и себя, и своих крестьян, например, Манилов. Другие более «рационально» ведут хозяйство. Их крестьяне относительно богаты, живут в достатке, и это выгодно помещику, так как из зажиточного крестьянина можно больше выжать. Это и Собакевич, и Коробочка. Есть среди них и кутилы, и пьяницы. Не задумываясь, они проигрывают в карты или пропивают все, что было добыто крестьянами в тяжком труде в течение года. К такому типу помещиков относится Ноздрев. Есть и скряга-накопитель Плюшкин, у которого гниет хлеб в скирдах, портятся продукты в погребах, а крестьяне «мрут, как мухи» от голода. Разные люди, разные типы помещиков. И все это — Россия. Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов. Манилов — помещик «средней руки»: у него примерно 200-300 крепостных душ. Он необыкновенно безхозяйственен; он не знает даже, сколько крестьян у него умерло, богат он или беден. Целыми днями он просиживает в своем кабинете, курит и складывает пепел горками различной величины и формы. Когда с Маниловым начинаешь разговаривать, сообщает Гоголь, то в первую минуту кажется, что это умный и занимательный человек, но через несколько минут его собеседник пожимает плечами в недоумении, а еще через несколько минут он с возмущением отходит от него и говорит, что это черт знает, что такое. Манилов много мечтает, но мечты его совершенно беспочвенны, не связаны с жизнью. Пустая мечтательность, неумение жить — вот характерные черты этого человека. Манилов смотрит на жизнь и на людей через розовые очки. На вопрос Чичикова о том, какими являются те или иные помещики, чиновники, тот не слышит от Манилова ни одной отрицательной характеристики. Все они, по его мнению, самые умные, добрые и почтенные люди. Но Манилов хвалит не потому, что он видит в людях хорошее, а потому, что он не видит ни плохого, ни хорошего, а просто привык так говорить обо всем и обо всех. В образе Манилова Гоголь вывел представителя одного из типов русских помещиков началавека. Прекраснодушие Манилова строится на том, что не нужно думать о своем завтрашнем дне. Крепостничество дает Манилову ощущение полного благополучия окружающей его действительности. Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние черты человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. Например, тяжеловесная мебель в доме Собакевича как будто кричит: «И я тоже Собакевич!» В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание. Все помещики сталкиваются с Чичиковым в сценах купли-продажи мертвых душ, и в том, как ведут они себя при этом, тоже раскрываются их характеры. Гоголь выбирает для своих героев такие характеристики, которые особенно ярко передают распространенные черты русских помещиков. Собакевичу свойственны черты человека, который дрожит над каждой копейкой. Коробочке присуща глупая жадность и расчетливость. У Плюшкина жадность доведена до крайности, он стал «прорехой на человечестве». Ноздрев готов все продать, обменять, пропить, прокутить. По меткому определению Белинского, «типичный характер — это знакомый незнакомец». Типическое — это то, что наиболее распространено, что подсказано самой жизнью, и мы убеждаемся в этом, читая талантливое произведение великого русского писателя

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей.» (В. Н. Майков)