В период Отечественной войны 1812 года в Полтавской и Черниговской губерниях было сформировано пятнадцать казачьих полков. По ревизии 1819 года, там насчитывалось “казаков мужеска пола 450 365 душ”. Украинские казаки привлекали к себе внимание руководителя Южного общества декабристов Пестеля. Характеризуя классы и сословия русского общества, он писал в “Русской правде”: “Вольных земледельцев имеется в России несколько родов: вольные крестьяне, малороссийские казаки, панцирные дворяне, однодворцы, колонисты и разные другие”. Пестель называл “вольными земледельцами” разные группы сельского населения, в том числе малороссийских казаков, в отличие от помещичьих, крепостных крестьян.
Реальная историческая действительность в образах, созданных Гоголем, получила свое особое художественное претворение. В “Вечерах” дана поэтизация свободной жизни, которая несет с собой подлинную красоту и человеческое счастье.
Как и позже в “Тарасе Бульбе”, в “Вечерах” писатель не отделял казачество от всего украинского парода; одновременно в обрисовке своих героев он выразительно оттеняет мотивы вольности. Тема вольности подчеркивается обращением писателя к героическому прошлому, к освободительной борьбе украинского народа (“Страшная месть”). Поэтизация простых людей заключала в себе протест против социальной несправедливости, крепостнических отношений. “Вечера на хуторе близ Диканьки” представляют живое и глубоко своеобразное соединение различных художественности их начал. Романтизм, получивший здесь рельефное выражение, имеет неоднородный характер. В некоторых своих проявлениях он близко соприкасается с реалистическим изображением жизни, которое формируется и...

приобретает в “Вечерах” спою оригинальную художественную выразительность. Другие формы романтизма связаны с повествованием об ирреальном, которое вторгается в жизнь. Во всем этом сказывается определенная противоречивость творческих исканий Гоголя раннего периода.
В неповторимом сочетании в “Вечерах” предстают народная легенда и быт, реальное и идеальное, история и современность. Положив в основу повестей поэтические легенды, Гоголь перемежает фантастику с яркими реально-бытовыми образами. Рисуя бытовые сцены и картины, писатель насыщает повествование народными сказаниями, которые выступают как неотъемлемая часть, как существенный момент характеристики героев.
Фантастика “Вечеров” опирается, прежде всего, на фантастику народных легенд. Она окрашена в значительной своей части тем бодрым, оптимистическим восприятием мира, которое свойственно народному творчеству. Вместе с тем фантастика выступает в “Вечерах” и в своем драматическом содержании. Основную линию “Вечеров” составляет победа земного, человеческого начала.
В повестях “Вечеров” ясно выступает исторический элемент. События, описываемые в “Ночи перед Рождеством”, приурочены ко второй половине XVIII века. В качестве действующих лиц здесь изображены Потемкин и Екатерина II. Ко временам гетманщины отнесено действие повести “Пропавшая грамота”, сюжетное развитие которой строится, на том, что герой ее должен доставить грамоту гетмана в Петербург. Гетманщина, как известно, существовала до 1764 года. Об эпохе казацких войн XVII века речь идет в “Страшной мести”, в которой нарисована суровая обстановка, характерная для того времени.
Историческая тем




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Оценка идейного содержания повестей Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”