Рецензия к комедии

В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”.
Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии социально-политической. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к комедии Ревизор. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения,

поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Движущей пружиной в “Ревизоре” является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои “грешки”. Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в “Ревизоре” стала, говоря словами Белинского, “корпорация разных служебных воров
и грабителей”, чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение в пьесу и образов купечества и мещанства.
“Ревизор” – это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов.
Гениальный писатель, Гоголь, рисуя эту картину, сумел так написать каждый образ, в нее входящий, что он, не теряя своего индивидуального своеобразия, в то же время представляет собой типическое явление тогдашней жизни.
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: затхлость и пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.
Эта бытовая жизнь провинциальной России того времени раскрыта и в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, в образах купцов и мещанок.
Образы чиновников
Действие в “Ревизоре” относится к началу 30-х годов прошлого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.
Во главе их стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора, j Умудренный жизненным и служебным опытом, он “обманывал мошенников над мошенниками”, “поддевал на уду пройдохи плутов таких, что весь свет готовы обворовать”.
Городничий – убежденный взяточник: “Это уж так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят”. Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги.
Цель его стремлений – “со временем. влезть в генералы”. Зачем ему это нужно? “По понятию нашего городничего,- говорит Белинский,- быть генералом значит видеть перед собою унижение и подлость от низших, гнести всех не-генералов своим чванством и надменностью”. Эти черты проявляются в нем и сейчас. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: “А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия.”; “Вот я их, каналий.”; “Что, самоварники, аршинники.” Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.
Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно, уснащая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: “В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства”.
Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: “избран судьей по воле дворянства”. Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе “вольнодумцем” и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг. Чиновники отзываются о нем, как о красноречивом ораторе: “У вас что ни слово”- говорит ему Земляника,- то Цицерон 1 с языка слетел”. Увлекаясь охотой, судья берет взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, и в суде полный беспорядок.
Попечитель богоугодных заведений Земляника – “человек толстый, но плут тонкий”. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач “по-русски ни слова не знает”. При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ.
Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников не дворянин.
Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.
Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России,
Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России: полное отсутствие у чиновников понимания своего долга, их бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень.
Хлестаков
Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя своими речами и поступками в ожидании ревизора и после приезда мнимого ревизора – Хлестакова.
Образ Хлестакова написан с исключительной художественной силой и широтой типического обобщения. По определению Гоголя, Хлестаков – “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения”. Хлестаков сам не знает, что он скажет в следующую минуту; “в нем все сюрприз и неожиданность” для него самого. “Он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого”. Но самая основная, характерная черта Хлестакова – “стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена”. Вот в этом и заключается сущность “хлестаковщины”, она и придает образу Хлестакова широкую типичность, огромную обобщающую силу.
Осип
Среди героев “Ревизора”, нарисованных остро сатирически, особое место занимает Осип. Гоголь показывает крепостного дворового, хотя и испорченного жизнью “при господах” и городом, но все же сохранившего положительные черты русского крестьянина: трезвость ума, народную смекалку, способность видеть насквозь своего барина, всю его пустоту: “.делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет”.
Народность комедии и типичность ее образов
“Ревизор” – подлинно народная комедия. Ее на родность заключается прежде всего в ее идейном содержании. Комедия пронизана глубочайшей ненавистью писателя к бюрократически-чиновничьей системе, царившей в России его времени, к большим и Малым “держимордам”. Гоголь показывает чиновничество как антинародную власть.
Образы комедии типичны, поведение каждого героя жизненно мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. И хотя Гоголь нарисовал в “Ревизоре” мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России – ее крепостнически-бюрократического строя.
Поэтому-то постановка “Ревизора” и вызвала целую бурю возмущения и негодования со стороны чиновничьих кругов, крепостников и реакционной печати. Прогрессивная общественность высоко оценила комедию Гоголя.




Как составить план урока английского языка.
Сейчас вы читаете: Рецензия к комедии