Реакция городских властей на аферу Чичикова
В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь дает выразительную картину городской жизни.
Это уже не уездный городишко, который был описан Гоголем в «Ревизоре». Это
Губернский город, где «городские сановники» умеют сохранять внешнюю благопристойность и порядок. Писатель избегает подробных характеристик и описаний. Тем не менее читатель получает возможность составить достаточно полное
Представление и о губернском чиновничестве. По существу оно мало чем отличается от чиновничества уездного. Губернские чиновники также живут и действуют
Ной корпорацией, охраняющей выгоды и благополучие каждого ее члена. Гоголь
Пишет: «Они жили между собой в ладу. все было семейственно». Писатель намеренно не указывает, в какой город приехал Чичиков. Таким образом, становится
Понятно, что город NN — это обобщенный образ любого административного центра российского государства. Недаром Гоголь замечает, что этот город «никак не
Уступал другим губернским городам». Он был таким же грязным, неухоженным, с малым количеством деревьев, но большим числом питейных заведений, как и любой другой город.
Писатель подчеркивает, что российский город
В отличие от жизни в помещичьих усадьбах, жизнь в городе кипит. Здесь бесконечные приемы, вечеринки, балы. Но Гоголь показывает, что это движение механическое, оно лишено духовной подоплеки, а раскрывает его пустоту и никчемность. Недаром чиновники в черных фраках напоминают писателю мух, которые слетелись на бал к губернатору, как к сахарной голове. Гоголь изобразил чиновников прожорливыми паразитами, лишенными духовной сущности. Они различаются только по внешнему признаки — одни «тонкие», другие «толстые». Если первые прожигают состояние, доставшиеся им в наследство, то вторые накапливают его, используя свое служебное положение. Служение народу и отечеству для этих чиновников — пустые слова. Характерна картина присутственного места. Белый дом свидетельствует о чистоте служителей закона, но у него внутри царит произвол. Собакевич советует Чичикову: «Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома. Инспектор врачебной управы, он тоже человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты.» Этим людям нет никакого дела до судеб народа. Они озабочены лишь собой и своим социальным положением.
В черновых заметках к «Мертвым душам» Гоголь раскрывает идейно-художественный замысел своей картины города: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени. Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящей смертью». Этот замысел Гоголь полностью осуществил. В картине, изображенной сатирическими красками, писатель рисует волнение, вызванное приездом Чичикова, его крупными приобретениями и, наконец, обнаружением его мошенничества: «Город был «, решительно взбунтован; все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо ^понять. Всякий, как баран, остановился, выпучив глаза». Это дает возможность |Гоголю показать всю пустоту, бессмысленность, праздность жизни дворянского Общества, всю узость его интересов, все противоречие между внешней социальной значительностью дворянского сословия и его внутренним духовным ничтожеством. Знаменательно, что сумятица, неразбериха, возникшая вокруг Чичикова, была порождена дамскими сплетнями и пересудами. Жены сановников оказались достойными своих мужей. Все в городе NN построено на стяжательстве и страже. Чиновники выглядят орлами только перед теми, кто зависит от них. Перед высшими же властями они чувствуют себя ничтожеством. Интересна в этом отношении реакция городских чиновников на аферу Чичикова. Весь город охвачен страхом, а полицмейстер даже умер от этого. Но чиновники боятся не справедливого возмездия, а смены начальства. Ведь из-за проделок Чичикова пострадают все чиновники, выплывут наружу их махинации, и многие из них лишатся своих мест.
Гоголь показал, что в городе NN правит произвол, но такой произвол царит и во всей России.
Чиновники не выполняют общественно полезной роли. Наоборот, они стали социально вредными элементами; они обнаруживают черты антинародности, антигосударственности. Такой приговор господствующим в государстве сословиям выносит сатирическая поэма «мертвые души».