Герой повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”

Некоторые биографические черты связывают Т. Б. и Богдана Хмельницкого. Однако Тарас Бульба собирательный образ, и главным источником служил Гоголю фольклор: украинские народные песни и думы, исторические песни, героические былины и сказки о богатырях. Образ Тараса Бульбы эпичен, героиней и масштабен. Его судьба разворачивается на фоне грозных исторических событий – борьбы Запорожской вольницы против польской шляхты, турецкого и татарского владычества. Тарас Бульба
Тип положительного героя, ибо он неотъемлемая часть родового единства

казачьего братства; его поступками в основном руководит кодекс рыцарской чести; он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры; в нем “широкая, разгульная замашка русской природы”.
Положительное начало образа Т. Б. уравновешивает безыдеальность образов “уродов” и “существователей” (Гоголь создает образ Т. Б. одновременно с работой над “Мертвыми душами”). В образе Т. Б. идея товарищества, скрепляющая стихию коллектива, противостоит эгоизму отрешенной индивидуальности, а утопическая республика Запорожской Сечи с ее свободой, равенством, братством противопоставлена
узости, мелочности, преклонению перед чинами и капиталом холодного и бездушного Петербурга (Г. А.Гуковский).
Портрет Тараса Бульбы гиперболичен. Богатырская сила, телесная мощь, суровость и прямолинейность, чуждая всякому лукавству, составляют основу облика Т. Б.: “Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст”; “. навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней”; “весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”. Широта и могучий размах Т. Б. в пиршестве и ратном деле приобретают былинные, грандиозно-стихийные черты: “Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, не с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная”. Т. Б. в гневе колотит горшки и фляжки. В пылу боя “рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову . рубя в капусту встречных и поперечных”. Раненый, Т. Б. грохнулся, “как подрубленный дуб, на землю”.
“А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. < .> Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам”. Образ Т. Б. неоднозначен: ему свойственны жестокость и коварство, считающиеся этической нормой в XV-XVII вв. Т. Б. низлагает кошевого, отказавшегося нарушить клятву и возобновить войну, только потому, что два сына Т. Б. должны закалиться в боях.
Тарас Бульба напоил казаков, подговорил их устроить общий сбор, и хмельные казаки, по наущению Т. Б., сместили кошевого, выбрав угодного Т. Б. Кирдягу. После казни Остапа Тарас Бульба мстит шляхте, справляет “поминки” по сыну: грабит замки, выжигает 18 местечек, костелы: “Ничего не жалейте!” – повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя”.
В образе Т. Б. сл


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Types of functional styles.
Сейчас вы читаете: Герой повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”