Философская сатира в комедии «Ревизор»
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — действительно смешная комедия. Отличие ее сюжета от сюжетов многих комедий, водевилей, комических опер в том, что он и по сей день остается для нас смешным, занимательным, понятным. Почему это происходит? Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои — жители уездного города, городничий, чиновники всех мастей, уездные дамы и главный герой — заезжий петербургский франтик Хлестаков.
Завязка комедии — известие о приезде некоего
Это обличительная комедия, заставляющая задуматься практически каждого. Когда Гоголь на премьере увидел, как люди в зале смеются над его шутками, он не обрадовался, как польщенный признанием автор, а глубоко огорчился. Ведь он в самой комедии устами городничего говорил: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
Почему же эта комедия по сей день так современна? В советское время были распространены фельетоны, клеймящие бракоделов, грубых продавцов, а также стиляг, космополитов и пр. Соль этих юморесок уже ушла, для нас они практически не смешны. А «Ревизор» был написан гораздо раньше, и тем не менее, читая его, трудно сдержать улыбку. Скорее всего потому, что явления, высмеянные в комедии, до сих пор есть в нашей жизни и никуда не исчезли. Это даже не взяточничество, не хвастовство столичного «елистратишки» — это отсутствие чувства собственного достоинства. Именно это позволяет взрослым, состоявшимся людям раболепствовать перед мнимым кумиром. Только в ситуации, когда кумир оказывается ложным, то есть не обладающим приписываемой ему властью, комизм такого поведения становится очевиден для всех.
«Ревизор», оставаясь в сущности доброй, смешной комедией, поднимается на огромную философскую высоту. Каждый человек, узнавший в чиновнике или обывателе неизвестного города под Саратовом себя, должен сам ужаснуться своей низости — а ведь таких людей у нас до сих пор множество. Комедия еще со времен классицистов должна была служить «исправлению нравов» — и вот мы видим, что ничего не изменилось. Это предчувствовал Гоголь, уходя с премьеры своей пьесы раздосадованным.
В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что чиновник приехал и требует всех к себе. Комедия «Ревизор» завершается немой сценой. Все герои замирают в разнообразных позах и не могут вымолвить ни слова.
Смысл этой последней сцены остается неясен и может быть трактован по-разному. Возможно, молчание — знак рока, который неминуемо обрушится на легкомысленных людей, забывающих о своем высоком человеческом долге. Рано или поздно явится настоящий ревизор, который спросит, что же мы делали все это время, пока были на сцене. И окажется, что мы пытались дать взятку неправильному, балаганному богу.