Гражданский пафос творчества Гоголя

Высокая гражданственность творчества великого русского писа-теля Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разо-блачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием гово-рит Гоголь о бесчеловечном вельможе из (). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о вы-даче ему пенсии распорядился, чтобы Копейкина выселили из сто-лицы. Не менее бездушны представители светского общества из по-вести. Разве не достойны они

обличительного слова?! Го-голя как гражданина потрясала мысль, что вещь может быть доро-же человеческой жизни, что великодушных поступков становится все меньше и меньше. Важное место в творчестве Гоголя занимал. Гоголь, изображая горестную жизнь простых россиян того времени, как бы предъявлял счет виновникам такого положения личности в обществе. Виновниками же были власть имущие люди, которые считали себя вправе не думать о каждом бедном Башмач-кине. Хотя это входит в прямую обязанность государственных людей. По количеству сарказма и критики, вылитой на головы казно-крадов, подхалимов, взяточников, бюрократов, самодуров,
Гоголь, по-моему, не превзойден. Достаточно вспомнить комедию, где изображено чи-новничество уездного города во главе с городничим, или поэму. Оба произведения создают широкую панораму российского общества, погрязшего в пороках, невежестве, в пре-ступлениях против свободы человеческой личности. Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший ми-риться с печальными явлениями русской жизни того времени. Не только нравственное отставание от высших идеалов, сковав-шее русское дворянство, удручало Гоголя. Сама скука паразитиру-ющего стана имущих вызывала в Гоголе гражданский протест. Писатель вывел целую галерею помещиков-уродов. До какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян эти Собакеви-чи, Маниловы, Плюшкины. Изображая тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев. Писатель как бы говорит обществу, что нечего удивляться появлению в России дядей Митяев и Меня-ев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где лево, где право, ибо такова жизнь. развенчала духовное убожество дворянства. — говорит Гоголь, заканчивая по-весть о двух Иванах, запутавшихся в собственных бессмысленных жизнях. Однако рядом с горькими откровениями в произведениях писа-теля живут и очень достойные люди. Деспоты не смогли заглушить благородных качеств народа. Мужественных, духовно стойких, от-важных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Проб-ки, Абакума Фырова, Максима Телятникова и каретника Михеева. А какую душу не порадуют широтой натуры, благородными уст-ремлениями, огненными темпераментами герои повести! Прошлому и печальному настоящему великий писатель проти-вопоставляет великое будущее нашей Родины: Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только вели-кий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой! Разве это вос-клицание не достойно принадлежать устам великого государствен-ного мужа! Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого учиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам в будущее. Гоголь говорил: .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Гражданский пафос творчества Гоголя