Поход запорожцев под Дубно


Центральное место в четвертой главе “Тараса Бульбы” – народное возмущение в связи с усилением социальных притеснений и жестокой расправой над гетыианом и полковниками, когда переполнилась чаша страданий, невыносимым стал национальный гнет, глумление над православной верой. “Запорожцы были глубоко преданы матери-отчизне. Они считали своей обязанностью защищать не только независимость Украины, но и оборонять православие от басурман и католиков”. “Полудикий век” обострял классовое и социальное сопротивление народных масс полигике жестоких притеснений и расправ: огнем и мечом подавлялось любое народное возмущение, жестокая казнь ожидала каждого восставшего.
Мы видим – Остап и Андрей в первых боях; осада Дубно; ночной пейзаж и появление “привидения”, предательство Андрея (“И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!.”); прорыв войск противника; речь куренного атамана; приготовления к выходу врага из крепости; “польские витязи” и “козацкие ряды”; “крепкие на слово” козаки Охрим Наш, Мыкыта Голокопытенко, Попович; начало битвы, Остап в бою; походная и военная “служба” волов; Остап – куренной атаман; после сражения. Идейный пафос отдельных сцен и эпизодов, всей картины в целом – прославление высокой воинской доблести и массового героизма, мужества и стойкости, неустрашимости,


силы, воинского искусства. На примере Остапа, мы понимаем, что подлинный характер человека проявляется в жестоких испытаниях, что только в кровавых сражениях закаляется его воля, крепость и мужество. Обратите внимание на авторский комментарий действий Остапа, всего запорожского войска в целом – от слов: “Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела.” до слов: “рыцарские его качества уже приобрели широкую славу качества льва”; и далее от слов: “Много тогда перебили врагов.” до слов: “стали прибирать тела и отдавать им последнюю почесть”.
Выделенные главы – кульминационные в гоголевском эпическом повествовании. В них с впечатляющей художественной силой показан массовый героизм казаков, высокое чувство товарищества, верность отчизне, возмездие за предательство. Главное – общий демократический пафос, который скажется и в торжественной речи Тараса Бульбы о товариществе, обращенной ко всему запорожскому войску, и в принятии ответственных решений на раде, когда пришло известие о нападении татар и разорении Сечи. Именно здесь находит свое яркое художественное воплощение “основной закон товарищества”: кошевой, Тарас Бульба, Вовдюг выступают как выразители настроений и чувств всего казацкого войска, проявляют свою мудрость.
Речь Тараса Бульбы образец высокого ораторского искусства, как художественное слово. В духе былинных традиций, в стиле древнерусских повестей воссоздаются массовые героические сцены, ратный подвиг Остапа, куренных атаманов Кукубенко, Степана Гуски, Балабана, неукротимая ярость Тараса Бульбы, боевые, исполненные экспрессии распоряжения и переклички которого будят патриотические чувства, неудержимый порыв, готовность погибнуть в кровавой сече ради процветания Родины, “за общую русскую землю”.
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого “заключалась в общенародном характере и значении, в массовости восстаний, приводивших в ужас и смятение польских магнатов и шляхту, в героической, самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей”. Борьба украинского народа в художественном воплощении Гоголя – это борьба “за общую русскую землю, скрепляющую воедино исторические судьбы двух родственных народов” .Воплощение героического народного духа мы и находим в трагической судьбе Тараса Бульбы, Остапа. Подвиг каждого из них – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался “основной закон товарищества”.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


My day off.
Сейчас вы читаете: Поход запорожцев под Дубно