Исследование образа Манилова

В кабинете Манилова взору предстает такая выразительная деталь, как горки золы, «расставленные не без старания очень красивыми рядками» (хозяин непрерывно курит трубку, предлагая закурить и гостю), — символ пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого улыбкой, приторной вежливостью, воплощение праздности, безделья героя, отдающегося бесплодным мечтаниям. Или лежащая в кабинете Манилова «какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». (При этом Гоголь не уточняет названия

книги. Манилову неважно, что он читает, его не интересует содержание книги; в основе такого «чтения» тот же логический абсурд.) Нечитаемая книга — символ, признак отсутствия реальной умственной деятельности героя.
Среди деталей интерьера жилой комнаты Коробочки привлекает внимание комод, где, кроме белья и прочего, еще помещаются «пестрядевые мешочки». В один хозяйка вкладывает «целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки».(44). И все копит, копит, копит. Коробочка стала рабыней этих мешочков, в которых деньги лежат мертвым грузом. Такая деталь превращается в символ крайней ограниченности
героини, ее внутреннего убожества, скопидомства, бессмысленного накопления. А стоящие посреди огорода для отпугивания птиц несколько чучел, на одно из которых «надет был чепец самой хозяйки»?
Эта деталь символизирует тот же комизм скрупулезной бережливости коллежской секретарши, копящей неизвестно для кого и не видящей дальше своего огорода. Помещица ассоциируется с чучелом, как бы уравнивается с ним, от человека у нее лишь внешние контуры. В сущности, Коробочка оказывается вне человеческой жизни.
В кабинете Ноздрева впечатляет такая бытовая «деталь-предмет», как шарманка (практически не нужная здесь вещь). Она «играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал», а «Мальбруг в поход поехал» неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом». Дело в том, что у нее не все дудки были в порядке. Одна из них, «очень бойкая, никак не хотевшая угомониться. долго еще потом свистела». Такое необузданное поведение «чудодейственной» шарманки символизирует поведение ее владельца, который все делал вдруг, стремительно, без всякого основания, видимо, по причине прирожденной прыти, постоянно перескакивая с предмета на предмет, т. е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Исследование образа Манилова