«Мертвые души» — великая поэма
1. Достоверность сюжета поэмы.
2. Бездуховность характеров помещиков.
3. Новый человек» России Чичиков.
4. Положительные герои поэмы.
5. Подразумеваемое нравственное очищение главного героя.
6. Неоконченная поэма Гоголя.
У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, — произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Н. В. Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них
Мошенничества с «ревизскими списками» были в те времена довольно распространенным явлением. Действительный случай покупки мертвых душ, о котором мог слышать Гоголь, имел место в самом Миргородском уезде. Поэтому затея Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой жизни.
Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной, анекдотичной; на самом деле была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные условия для таких авантюр.
Поэма
Почти все персонажи «Мертвых душ» воспринимаются читателем как бы двойным зрением: мы видим их, во-первых, такими, какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством — источник глубокого комизма.
Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои «преимущества» перед другими и свою степень пародии на ум, сердечность, хозяйственность. Но есть один признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей: от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров.
Герои «Мертвых душ» — люди, лишенные духовности, не способные ни к какому высокому движению душевному. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода начинают играть весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выявить те или иные черты характера персонажа. Эти черты иногда перенимают вещи, и они становятся не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения. Духовный мир таких героев настолько мелок, ничтожен, что вещь вполне может исчерпать их внутреннюю сущность.
Эта способность всего нагляднее раскрывается в «Мертвых душах», и наиболее тесно срослись вещи с их хозяином у Собакевича.
Появление Чичикова вызывает у помещиков различную реакцию. Манилов был смущен и удивлен необычностью предложения. Коробочку оно озадачило. Ноздрев отнесся к нему с озорным любопытством, предчувствуя возможность осуществить очередную обменную операцию. Но никто из них так и не понял мошенническую суть предприятия. Быстрее всех раскусил Чичикова Собакевич. Опытнейший мошенник, он сразу нашел с Чичиковым общий язык.
Образы помещиков раскрыты Гоголем как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение — Плюшкин. Он несет в себе наиболее зловещие признаки неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй. Но почему Плюшкин «потерпел крушение»? Несчастные обстоятельства его личной жизни немало содействовали этому процессу. Однако то, что случилось с Плюшкиным, — результат не только печальных случайностей в его личной биографии. Здесь действовала закономерность более глубокая и сложная. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести его к тому положению, в котором застал его Чичиков.
Жизнеописание Чичикова гораздо полнее, чем любого из персонажей «Мертвых душ». Перед нами проходит вся жизнь героя. Чичиков — «новый» человек в России, вызвавший к себе величайший интерес и любопытство. То было время, когда истинным хозяином жизни становился капитал. Прослышав о миллионах Чичикова, все губернское общество потянулось к нему. Но так же быстро оно отпрянуло от него, как только узнало, что никаких миллионов у него нет. Для Гоголя Чичиков вовсе не мелкий жулик. Писатель видел неукротимую энергию Чичиковых в их стремлении к капиталу, к «миллиону». Видел, что Чичиковы, стремясь к «миллиону», освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути.
Хорошо понятна та страшная угроза, которую нес народу Чичиков. Чичиковщина проникала в души все большего числа людей. Чичиковы угрожают пошлый мир сменить миром воинствующей подлости. Пошлый мир «мертвых душ» исторически обречен. Чичиков же растет как «приобретатель, хозяин», растет безнаказанно, при тайной зависти к его силе.
Во втором томе «Мертвых душ» Гоголь задумал изобразить ряд положительных героев, воплощающих здоровое начало русской национальной жизни. Некий муж, «одаренный божескими доблестями», явился во втором томе в образе Константина Федоровича Констанжогло, «идеального помещика», заботящегося не только о доходах, но и о благе своих мужиков.
Афанасий Васильевич Муразов, очень богатый купец «из мужиков», накопивший миллионное состояние «самым безукоризненным путем и самым справедливыми средствами». Муразов изображен человеком высокого нравственного чувства, и получился он надуманным, лишенным каких бы то ни было жизненных черт христианским праведником.
Важное место во втором томе занимает наш старый знакомый Павел Иванович Чичиков. В начале герой продолжает еще свою карьеру приобретателя. Но неожиданно разразилась катастрофа. Чичиков был изобличен в составлении подложного завещания. Его арестовали. Он лишился своей заветной шкатулки с деньгами и оказался в «промозглом сыром чулане». Все, что он в течение своей жизни сооружал, внезапно рухнуло. Чичиков стал жалок и нищ. В этот момент к нему является Муразов. Он призывает Чичикова порвать с прошлым и зажить по-новому. Муразов помог Чичикову выйти на свободу. Чичиков уезжает из города, размышляя: «Муразов прав. пора на другую дорогу».
Так начинается процесс якобы очищения Чичикова. Его нравственное возрождение должно было, вероятно, состояться в третьей части «Мертвых душ».
Преобладающий характер в «Мертвых душах», если б они были закончены, остался бы все-таки тот же самый, каким отличается ее первый том и все предыдущие творения великого писателя.
Великие произведения искусства становятся вечными спутниками человечества. Они не знают старости и увядания. Каждая эпоха по-новому прочитывает эти произведения, и всякий раз открывает в них что-то новое и очень важное для людей, помогающее им глубже понимать прошлое и настоящее того мира, в котором они живут, то есть понимать жизнь в ее непрестанном историческом движении. «Мертвые души» принадлежат к числу таких произведений, глубина мысли, поэзия которых чрезвычайно дороги людям.