Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Писатель всегда живо интересовался историей украинского народа, что доказывает его цикл статей, посвященных истории Малороссии. В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к историческому прошлому народа. Он изображает борьбу казаков Запорожской Сечи за свою независимость. В произведении очень трудно определить хронологические границы тех или иных событий. Одни явления могли происходить в пятнадцатом веке, другие могли свершиться не ранее семнадцатого века. То есть повесть нельзя причислить к исторически истинной летописи. Произведение
Образ Тараса Бульбы как нельзя хорошо раскрывает «могучий, широкий размах» свободолюбивого характера казака. Этот человек вызывает безусловный авторитет у других казаков, поэтому его выбирают
Тарас Бульба — это цельный, сильный характер, не признающий полумер и полутонов. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за общее дело, поэтому не мог простить сыну его слабости. Автор прямо говорит о том, что главный герой не просто борется с «ляхами», а борется за православную веру, за правое дело. Писатель, хорошо знавший историю Малороссии, прекрасно передал особенности народного сознания того времени. С другой стороны, Гоголь сумел показать действительные причины этой борьбы, которые нередко были очень далеки от религиозных. Независимость, стремление освободить родной край от чужаков, а также нерушимая дружба — вот что поднимало казаков на борьбу. Именно это выступало на первый план в сознании любого казака.
Любовь Андрия к дочери неприятельского народа столкнулась с патриотическим долгом. Сын Тараса посмел поставить личные интересы выше общественных и поплатился за это жизнью. Любовные отношения изображены в повести мечтательно-отвлеченной романтикой. Гоголь описывает панночку, как «прекрасную статую», как совершенное произведение искусства. Андрий оказался слаб перед искушением, он изменил исконно казацкой преданности товариществу. Даже сама панночка не теряет чувства реальности и напоминает своему возлюбленному о его долге, о том, что «его зовут отец, товарищи, отчизна».
Однако Андрий тоже воспитанник казачества, поэтому он уже не может остановиться. Также, не зная полумер, он во имя любви отрекается от всего раз и навсегда. Однако чувства молодого человека, хотя и сильны, но они не подкреплены возвышающим душу нравственным идеалом.
В произведении очень высок героический пафос, что откладывает свой отпечаток на все произведение. Во второй редакции Гоголь предпочел закончить повесть следующими словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Здесь звучит голос истинного патриота своей родины, для которого всегда процветание, счастье народа страны будут выше каких-либо своих, мелких интересов. Автор одновременно и горд за свою родину, за то, что всегда найдутся люди, которые обязательно встанут на ее защиту, и сожалеет о том, что все чаще мелочное и ничтожное засоряет современную человеческую жизнь.
Сцена казни главного героя занимает особое место в произведении. Именно она раскрывает возможности человека, его несокрушимую, «упрямую» волю. Даже находясь на костре и зная, что его жизнь практически закончилась, спасения ждать неоткуда, Тарас не оставляет свою борьбу. Он не думает о подбирающемся огне, он весь со своими товарищами, которые еще могут действовать, а значит, и защищать свои интересы. Главный герой отдает последние приказания, стараясь хоть как-то быть полезным своим.
Гоголь стремится показать, что Тарас неотделим от народа, он и есть народ. Не менее предан своему делу, борьбе под стать отцу и старший сын Бульбы. Он без звука переносит все пытки и мучения «ляхов». Только в конце он зовет своего отца — и то только потому, что отец для него прежде всего настоящий казак, а значит, и образец стойкости, непоколебимости и силы.
Таким образом, автор раскрывает свой идеал — слияние отдельной жизни человека с жизнью общества. События прошлого как бы выступают укором настоящему, то есть той действительности, в которой довелось жить и работать Гоголю.