Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)

Писатель всегда живо интересовался историей украинского народа, что доказывает его цикл статей, посвященных истории Малороссии. В повести “Тарас Бульба” Гоголь обращается к историческому прошлому народа. Он изображает борьбу казаков Запорожской Сечи за свою независимость. В произведении очень трудно определить хронологические границы тех или иных событий. Одни явления могли происходить в пятнадцатом веке, другие могли свершиться не ранее семнадцатого века. То есть повесть нельзя причислить к исторически истинной летописи. Произведение имеет скорее условно-романтический характер. Главное, к чему стремится Гоголь, это передать сам вольный дух, настроение казацкого товарищества, борьбы. Автор показывает широту души казака, который как воюет, так и гуляет – на широкую ногу. Независимый свободолюбивый характер казачества близок и месту, где происходит само действие. “Бесконечная, вольная, прекрасная степь” созвучна свободной разгульной жизни.
Образ Тараса Бульбы как нельзя хорошо раскрывает “могучий, широкий размах” свободолюбивого характера казака. Этот человек вызывает безусловный авторитет у других казаков, поэтому его выбирают “наказным атаманом”. В этом человеке сконцентрированы все общие черты, характерные для вольного казачества: и разгульная веселость, и неистовство в борьбе, и безоговорочная преданность товариществу. Его речь, посвященная “святым узам” товарищества, звучит торжественно и проникновенно. Он настолько верен своим убеждениям, что до него не сразу доходит суть поступка его младшего сына. Предательство Андрия подействовало на Тараса, как гром среди ясного неба: “Бульба остолбенел”. “Стоял он долго, как вкопанный, на одном и том же месте” и не мог понять, как сын пошел на это: “Так продать? продать веру? продать своих?” Безусловно, роковое решение не заставило себя долго ждать: “Я тебя породил, я тебя и убью”.
Тарас Бульба – это цельный, сильный характер, не признающий полумер и полутонов. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за общее дело, поэтому не мог простить сыну его слабости. Автор прямо говорит о том, что главный герой не просто борется с “ляхами”, а борется за православную веру, за правое дело. Писатель, хорошо знавший историю Малороссии, прекрасно передал особенности народного сознания того времени. С другой стороны, Гоголь сумел показать действительные причины этой борьбы, которые нередко были очень далеки от религиозных. Независимость, стремление освободить родной край от чужаков, а также нерушимая дружба – вот что поднимало казаков на борьбу. Именно это выступало на первый план в сознании любого казака.
Любовь Андрия к дочери неприятельского народа столкнулась с патриотическим долгом. Сын Тараса посмел поставить личные интересы выше общественных и поплатился за это жизнью. Любовные отношения изображены в повести мечтательно-отвлеченной романтикой. Гоголь описывает панночку, как “прекрасную статую”, как совершенное произведение искусства. Андрий оказался слаб перед искушением, он изменил исконно казацкой преданности товариществу. Даже сама панночка не теряет чувства реальности и напоминает своему возлюбленному о его долге, о том, что “его зовут отец, товарищи, отчизна”.
Однако Андрий тоже воспитанник казачества, поэтому он уже не может остановиться. Также, не зная полумер, он во имя любви отрекается от всего раз и навсегда. Однако чувства молодого человека, хотя и сильны, но они не подкреплены возвышающим душу нравственным идеалом.
В произведении очень высок героический пафос, что откладывает свой отпечаток на все произведение. Во второй редакции Гоголь предпочел закончить повесть следующими словами: “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Здесь звучит голос истинного патриота своей родины, для которого всегда процветание, счастье народа страны будут выше каких-либо своих, мелких интересов. Автор одновременно и горд за свою родину, за то, что всегда найдутся люди, которые обязательно встанут на ее защиту, и сожалеет о том, что все чаще мелочное и ничтожное засоряет современную человеческую жизнь.
Сцена казни главного героя занимает особое место в произведении. Именно она раскрывает возможности человека, его несокрушимую, “упрямую” волю. Даже находясь на костре и зная, что его жизнь практически закончилась, спасения ждать неоткуда, Тарас не оставляет свою борьбу. Он не думает о подбирающемся огне, он весь со своими товарищами, которые еще могут действовать, а значит, и защищать свои интересы. Главный герой отдает последние приказания, стараясь хоть как-то быть полезным своим.
Гоголь стремится показать, что Тарас неотделим от народа, он и есть народ. Не менее предан своему делу, борьбе под стать отцу и старший сын Бульбы. Он без звука переносит все пытки и мучения “ляхов”. Только в конце он зовет своего отца – и то только потому, что отец для него прежде всего настоящий казак, а значит, и образец стойкости, непоколебимости и силы.
Таким образом, автор раскрывает свой идеал – слияние отдельной жизни человека с жизнью общества. События прошлого как бы выступают укором настоящему, то есть той действительности, в которой довелось жить и работать Гоголю.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Неоромантизм концепция мира тип героя.
Сейчас вы читаете: Героическое, возвышенное начало в борьбе казаков за независимость (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)