Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»

Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, «миллионщики» и т. д. Народ непосредственно не показан в поэме, не считая слуги Петрушки, кучера Селифана и еще нескольких эпизодических лиц. Это не значит, что жизнь народа осталась за пределами поэмы. Но на переднем плане представлены привилегированные сословия. К ним и относится название поэмы «Мертвые души», потрясшее, по словам Герцена, всю Россию. Гоголь с необычайной силой вскрыл паразитизм и разложение

господствующих сословий, живших за счет крепостного права. Появление «Мертвых душ» показало, что крепостничество порождает не только экономическую отсталость, но и моральное разложение дворянства. Раскрытие духовного омертвения привилегированных сословий определило центральную идейно-творческую задачу автора. Для решения ее нужно было найти соответствующий сюжет и оригинальную композицию.
Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Покупка «приобретателем» Чичиковым мертвых крестьянских душ, которые числятся по документам («ревизским» описям) живыми,- операция более чем странная. Но Чичикову
для лучшего ведения своих торгово-финансовых дел надо было считаться богатым человеком. Кроме того; скупая за бесценок мертвые души крепостных, он намеревался продать их в так называемый опекунский совет в качестве живых и получить таким способом изрядную сумму денег. Следовательно, изображение стяжательских сделок героя стало движущей пружиной сюжета. Скупая мертвые души, Чичиков объезжает дворянские усадьбы, знакомится с помещиками и чиновниками губернского города. Перед читателем как бы проходит жизнь всей сословно-помещичьей Руси — уродливая, погрязшая в алчности, своекорыстии, глупости и безделии. Так частное событие «похождения» «подлеца-приобретателя» позволяет Гоголю широко обозреть общественные пороки.
В поэме выведена целая галерея типов, каждый из которых представляет ту или иную ступень нравственного разложения. Вводная глава знакомит нас с Чичиковым и губернским городом. 2-6-я главы посвящены помещикам. В 7-10-й главах даны «губернские» картины, I 1-я глава характеризует социальное происхождение Чичикова и общественно-исторический смысл его порочной практики. Завершается том вдохновенными словами автора о Руси -«птице-тройке», устремляющейся к светлому будущему, свободному от постыдного предпринимательства. Композиция поэмы проста по внешнему оформлению. В ней значимы каждая деталь, каждое событие. Кульминация (высшая точка напряжения) приходится на 10-ю главу, когда обитатели губернского города узнают о плутнях Чичикова. Возбуждение достигает предельного накала. Закон должен сказать свое слово. Но. прокурор («око государево»), взволнованный слухами о небывалом преступлении, внезапно умирает.
Необычна жанровая структура «Мертвых душ». Сатира на крепостной строй соединена у Гоголя с глубокими раздумьями о России, перспективах ее развития. Так появляются многочисленные лирические отступления. Сочетание обличительных сцен с лирически приподнятыми словами о могуществе родины не разрушает художественной целостности повествования. «Всякое отрицание, чтобы быть живым и поэтическим,- писал В. Г. Белинский,- должно делаться во имя идеала».
Что же стало основным объектом «восторженного смеха» Гоголя? Часто говорят, что в поэме со всей беспощадностью выявлено экономическое оскудение крепостной Руси. И все же главный акцент Гоголь делает на моральном разложении личности. Стремление писателя разобраться в пр

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Структура поэмы Гоголя «Мертвые души»