Народная жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» чрезвычайно ши­роко охватывает народную жизнь пореформенной Руси. Некра­сов пытается найти ответ на мучавший его вопрос: «Народ осво­божден, но счастлив ли народ?»
Форма путешествия в поисках счастливого человека давала возможность создать панораму крестьянской Руси, изобразить все социальные слои, показать пеструю действительность рос­сийской жизни после реформы 1861 г.
О положении народа красноречиво говорят названия мест, из которых идут крестьяне-правдоискатели. Они «временнообя­занные»

«Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорож­ней волости из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Ра­зутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки тож». Со­циальный смысл названий заостряет внимание на бедственном положении народа, счастье которого «дырявое, с заплатами, кровавое с мозолями». Среди крестьян правдоискатели и не пы­таются найти счастливого. Жизнь дореформенной Руси обрисо­вана в песнях «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Весе­лая», «Соленая». Ее олицетворением становится мужик Кали­нушка, у которого
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
/> Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет.
Но и послереформенная действительность ненамного лучше: те же голод, нищета, изнурительный труд, произвол властей.
Некрасов показывает, что даже в таких условиях сохраняют­ся лучшие народные качества — трудолюбие, сострадание и со­чувствие к другим, стойкость, ненависть к рабству.
Поэт рисует несколько типов крестьян, включающих все мно­гообразие отдельных характеров. Прежде всего это те, кто спосо­бен задумываться над своим положением, задавать вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» В них уже разбужена мысль, заставляющая доискиваться истины. Это семеро мужиков-правдоискателей, которые вначале понимали счастье как «покой, богат­ство, честь». Однако эти критерии ставятся под сомнение с появ­лением Якима Нагого. Он понял, кому достаются плоды крестьян­ского труда; понял и то, что не деньги приносят счастье — во время пожара он спасает не целковые, скопленные за долгие годы, а «картиночки» — духовную ценность.
Еще один тип крестьян — борцы за народ. Таковы Савелий — богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр.
Савелий — стихийный народный бунтарь, оправдывающий бунт крестьянской философией: «Недотерпеть — пропасть, пе­ретерпеть — пропасть». Савелия не сломили ни каторга, ни жиз­ненные лишения. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Его слова «Наддай!» звучат призывом к борьбе против угнетателей. Ермил Гирин своей жизнью опровергает первоначальные представления о счастье крестьян-правдоискателей. Он был ста­ростой, имел все, что надо для счастья: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но защищая народные права, он попадает в острог. Меняется идеал счастья в сознании крестьян:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В сказе «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру про­щаются все грехи за то, что он убил пана Глуховского, издевав­шегося над народом. В этом сказе звучал призыв к открытой борьбе с царизмом.
Некрасов, создавая образы крестьян-борцов, подчеркивает стихийность их борьбы как ответ на притеснения помещиками. Но поэт отмечает тенденцию народной жизни — пробуждение сознания крестьян.
В поэме большое место занимает образ женщины-крестьянки Матрены Тимофеевны. История ее жизни типична — она от­дельными штрихами, эпизодами рассредоточена в стихах Не­красова. В Матрене Тимофеевне «нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой». Но эта женщина сохранила достоинство, не превратилась в бессловесную рабыню. На любую несправед­ливость она отвечает действием, находит выход из самых драма­тических ситуаций. В ней растет протест: «Я потупленную голо­ву, сердце гневное ношу».
Идеи борьбы зреют не только в отдельных героях, но и в массах, и переходят в бунты:
. иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!
Некрасов не идеализировал русское крестьянство. Он пока­зывает, что среди крестьян есть и пьяницы, и лодыри, и бес­словесные рабы. Но особенно возмущает поэта холопство, доб­ровольное рабство. С негодованием он рисует образы «счастли­вого» «холопа примерного Якова верного», чувствительного хо­луя И пата.
Встречи с разными людьми изменяют представления крестьян — правдоискателей о счастье. Происходит постепенное духовное рас­крепощение крестьян. В главе «Пир на весь мир» появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, интеллигента-разночинца, революционера, знающего, в чем состоит его сча­стье: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». Гри­ша не боится за «честное дело» пойти на испытания. Он видит пробуждение народа и это наполняет его радостью:
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Мужики прислушиваются к Грише, но последнюю песню «Русь» они не слышат, иначе
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Образом Гриши Добросклонова Некрасов отвечал на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)