Литературное произведение как отражение взглядов автора (по творчеству Н. В. Гоголя)
«Мертвые души» все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями — «с подлинным верно».
В. Розанов
Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли. Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь заявил о себе поэмой «Мертвые, души». Это произведение никого не оставило равнодушным. Споры возникали даже
Столько проявлений мятежного русского духа и резкой полемики с окружающим миром дает Гоголь в своем произведении.
Мое понимание авторской позиции в «Мертвых душах» в большей части я основываю на высказываниях о поэме великих русских мыслителей. Например, Герцен сказал: «Эта книга — горький упрек современной Руси, но не безнадежный; там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность». Лично я считаю, что противоречия специально заложены автором в произведение, чтобы ярче
В поэме Гоголь сознательно проводит читателя через все лабиринты человеческого нравственного уродства.
Построение произведения в форме путешествия по России также дает автору возможность заглянуть вместе с читателем во все интересующие его сферы жизни русского общества. Особенно досталось в поэме русским чиновникам. Гоголь был, я считаю, далек от огульных оценок и выбрал для показа самых плохих чиновников. Перед нами проходят мелкие, пустые и трусливые личности. Но такое чиновничество всегда объединяется в силу, тормозящую нормальный жизненный процесс в обществе. Эта сила поощряет процветание взяточничества, кляузничества, возвышение личных интересов над государственными.
В названии поэмы, я считаю, также скрыт не один смысл, а несколько. «Мертвые души» — это и живые уродливые люди. «Мертвые души» — это и недалекие и не созидательные мысли. «Мертвые души» — это и люди, не способные видеть красоту мира. Самый главный «мертвый» — Павел Иванович Чичиков. Мошенник с «претензией», он не способен к созиданию. Лишь в одном устремлении он доходит до фанатизма: заработать денег любыми путями, чтобы потом посредством брака и рождения детей оставить след того, «что он действительно существовал, а не то, что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком». Вообще-то, этот порыв сам по себе является благородным, если им руководствуется не мошенник.
Автор разоблачает Чичикова, показывая его фантазии о возможных судьбах приобретенных им крепостных «мертвых душ».
Итак, Гоголь меняет местами души: «мертвые» становятся живыми и наоборот. Птица-тройка — это живая душа Святой Руси, которая мчится сквозь строй всякой мертвечины. Слухи
О сожжении Гоголем второго тома «Мертвых душ» можно истолковать и как отказ писателя что-то добавлять к тому, что уже им определено в русской жизни, и как отказ от уверенности в собственной правоте. Но вряд ли Гоголь уступил бы в этой схватке с темными силами. Поэтому, мне кажется, что скорее всего писатель пришел к выводу, что добавить к сказанному больше нечего. Все предельно ясно. И птица-тройка, запущенная им однажды, не прекращает своего стремительного полета в будущее. Это, по-моему, главнейшая позиция Николая Васильевича Гоголя в поэме «Мертвые души».