Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» — высмеять «все дурное в России»
1. Уникальность комедии «Ревизор».
2. Сюжет и персонажи.
3. Высмеивание недостатков главных и второстепенных героев.
4. Целительная сила смеха.
В критической литературе произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» обычно называют лучшей социально направленной комедией своего времени. Она была создана автором на основе всестороннего и глубочайшего проникновения в самую суть различных общественных явлений и впоследствии сыграла огромную роль в развитии общественного самосознания.
Уникальностью комедии «Ревизор» является
Автор поставил перед собой реальную цель — «смеяться сильно» над фактами и происшествиями, которые достойны «осмеяния всеобщего». Именно в искреннем, здоровом смехе, по мнению Гоголя, заключается мощнейшее средство эффективного
Основой сюжета комедии «Ревизор» является традиционное драматургическое несоответствие: обычный человек, рядовой обыватель, по воле случая оказывается принятым окружающими за личность, которой он на самом деле не является. Но произведение Гоголя, несмотря на свою кажущуюся традиционность, тем не менее, является новаторским: в отличие от своих литературных «предшественников», Хлестаков вовсе не стремится за кого-либо себя выдавать — наоборот, он искренен и чистосердечен в своих высказываниях. Но именно это его простодушие и стало основной причиной коллективного заблуждения чиновников небольшого уездного городка. Закоренелый, видавший виды плут, скорее всего, не смог бы обмануть опытного пройдоху городничего, который сам, бывало, «мошенников из мошенников обманывал». Именно эта случайность, непреднамеренность поступков мнимого ревизора и явилась тем роковым фактором, который привел к дальнейшему развитию событий. Каких-либо внешних «толчков», побуждающих действие к нарастанию, в комедии «Ревизор» не наблюдается — основным движущим импульсом становится внутренний, природный страх, свойственный каждому чиновнику, независимо от его положения в обществе и размера доходов. Именно это чувство становится объединяющим мотивом для жителей городка — не нравственное родство душ, не совпадение интересов и взглядов на жизнь, а лишь ужас перед вышестоящим начальством и стремление выслужиться.
Быстро развивающиеся события раскрывают читателю истинное лицо героев комедии, демонстрируют их уродливость, курьезность, жалкость. Все эти люди убоги и смешны не сами по себе — смешны их духовно нищая жизнь, низкопоклонство, стремление к личному обогащению в ущерб окружающим — черты, олицетворяющие смысл существования всей России. Не случайно последняя реплика — «Над собою смеетесь» — обращена не к персонажам произведения, находящимся на сцене, а к сидящим в зале зрителям.
Гоголь в своем произведении показывает как особенности жизни всего города, так и характерные черты его отдельных обитателей. В свойственной ему сатирической манере автор высмеивает многочисленные пороки чиновничества: взяточничество, корыстолюбие, казнокрадство, чинопочитание, лицемерие. Без подобных уродливых, извращенных форм человеческих взаимоотношений обитатели уездного городка не мыслят своей жизни, они просто не могут представить себе, что можно жить иначе. Каждый герой пьесы занимается своим делом, считая его главнейшей задачей собственного существования, но со стороны мы прекрасно видим, что все эти заботы и хлопоты мелки и незначительны.
Иронические описания чиновников, несмотря на откровенно юмористический тон и использование соответствующих литературных приемов, тем не менее, не являются карикатурными (не случайно сам Гоголь утверждал: «Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру»). Комические сцены являются лишь органичным дополнением к общему фону повествования: смешная оговорка городничего, в спешке и суматохе отдающего распоряжения подчиненным: «Пусть каждый возьмет в руки по улице, — черт возьми, по улице! — по метле.», квартальные, которые, получив указание подобрать с пола валяющуюся бумажку, «бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах», совпадения жестов и слов Бобчинского и Добчинского. Автор сознательно вводит в повествование подобные «мелкие подробности» для того, чтобы подчеркнуть создавшуюся в обществе чиновников атмосферу спешки, ужаса перед приехавшим начальством, стремления угодить ему во что бы то ни стало.
Обличая пороки обывателей уездного городка, 1оголь, тем не менее, искренне верил в предстоящее торжество нравственности и справедливости, которое непременно должно победить после того, как люди самостоятельно придут к осознанию пагубности «дурного», осмеиваемого автором. И смех, по мнению классика, является наилучшей движущей силой для подобного духовного перерождения. Именно юмор помогает Гоголю ярко и образно охарактеризовать все недостатки характеров чиновников, всю бедность, поверхностность их души. Это не тот пустой, беспричинный, Легкий смех, верный спутник всякого развлечения, — это юмор, свойственный самой природе умного и наблюдательного человека.