Почему пьеса Гоголя названа “Ревизор”

Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что хотя Хлестаков и не имеет никакого отношения к ревизору, но в течение всей пьесы чиновники принимают его за такового. Многие исследователи творчества Гоголя пытались это сделать, и сегодня существуют самые разные ответы на него, Некоторые из них считают, что Гоголь тем самым хотел указать на “всеспасительную силу ревизора”, посланного царем для наведения порядка. Другие не соглашаются с этим: “Подобное утверждение решительно противоречит всему предшествующему развитию действия. Оно тем более несостоятельно, что писатель критиковал в комедии не отдельные злоупотребления чиновников в далеком уездном городишке, а все чиновничество, всю полицию, разоблачая порочность всей бюрократической системы”.
Гоголь создает цельные, глубокие образы представителей городского чиновничества. И это видно на примере Сквозника-Дмухановского.
– “Я вас, господа, предуведомил.”; “По своей части я кое-какие распоряжения сделал.”; “Я об этом и рапорт представлял.”
– “Смотри! у меня ухо востро!.”; “Смотри! не по чину берешь!.”; “Где вас черт таскает?.”; “Вот я их, каналий.”; “.вишь ты, проклятый иудейский народ.”; “Что, самоварники, аршинники, жаловаться?.”
– “Обязанность моя как градоначальника здешнего города.”; “Справедливо изволили заметить.”;

“Осмелюсь ли я попросить позволения написать в вашем присутствии.”
– “Помилуйте, не погубите! Жена, дети.”; “Не извольте гневаться, ваше превосходительство.”
– “В дороге не мешает, знаешь, выпить лишний стаканчик.”
– “Кричи во весь народ, валяй в колокола”; “Теперь можно большой чин зашибить.”
– “Выжил, глупый баран, из ума!. Тридцать лет живу на службе. трех губернаторов обманул. что губернаторов!.”; “Вот смотрите, как одурачен городничий!”; “Дурака ему, дурака, старому подлецу!”
Над пьесой Гоголь много и основательно работал, стремясь к тому, чтобы действие развивалось динамично. В. И. Немирович-Данченко, который осуществлял постановку “Ревизора”, писал: “С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы! Вы знаете, что по теории драмы первое действие посвящается завязке, второе – развитию, третье – доводит пьесу до кульминационного пункта, четвертое – подготовляет развязку, которая заключается в пятом действии. Самые замечательные мастера театра не могли завязать пьесу иначе, как в нескольких первых сценах. В “Ревизоре” же – одна фраза, одна первая фраза. И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главнейший ее импульс – страх.”
Гоголь настойчиво работал над комедией, выбрасывал уже готовые, хорошо написанные сцены, так как считал, что они отягощали развитие действия. В черновиках, например, есть сцены посещения Гибнером и Растаковским Хлестакова после Бобчинского и Доб-чинского, что помогало глубже представить сущность скупого Гибнера и Хлестакова, готового взять что попало в качестве подношения. Однако они же и замедляли действие, почти ничего нового не вносили в его развитие. Позже Гоголь их опубликовал в качестве приложения к “Ревизору”. Белинский писал по этому поводу: “Что может быть лучше двух сцен, выключенных Гоголем из его комедии как замедлявших ее течение? Сравнительно они не уступают в достоинстве ни одной из остальных сцен комедии: почему же он выключил их? – Потому, что он в высшей степени обладает тактом художественной меры и не только знает, с чего начать и где остановиться, но и умеет развить предмет ни меньше ни больше того, сколько нужно”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогическое мастерство его структура.
Сейчас вы читаете: Почему пьеса Гоголя названа “Ревизор”