«Не перечеркивайте прошлого, без него нет настоящего и будущего» (анализ романа Фадеева «Разгром»)
Дет время — текут дни истории. Изменяемся мы, изменяются наши представления о прошлом, даже о самих себе. Мы начинаем многое переоценивать и переосмысливать, но главное — это не вычеркнуть из памяти то, что было с нами; оценить день сегодняшний можно лишь тогда, когда мы будем хорошо знать наше прошлое.
Процессы переосмысления коснулись не только общественно-политической жизни, но и культуры, особенно литературы. Многие произведения советской литературы стали для нашего времени неактуальными, во многом непонятными и противоречивыми.
К числу таких произведений относится и роман Фадеева «Разгром».
«Разгром» — первое зрелое и современное для того времени произведение писателя. Роман отличает цельность сложной идейной концепций, глубина художественного обобщения революционной действительности. Роман отвечает на вопросы, волновавшие многих писателей той поры. Каково содержание революционной борьбы? Как соотносится судьба личности с судьбой революции? Судьба народа и человека? Каков герой революционной эпохи?
Замысел писателя подводит нас к пониманию
Разумеется, этот вывод писателя не охватывает всего богатства содержания романа. Ценность фадеевского понимания действительности состоит в том, что период революционной борьбы рассматривается им как целая эпоха духовного изменения народных масс, их социально-нравственного воспитания. Такой подход к действительности уже предполагает аналитическое изображение характеров, исследование самого процесса духовного роста, изменения человека и народа в революции. Конечно же, мировоззрение Фадеева и довлеющее над ним мировоззрение «эпохи», страны сыграло определяющую роль в художественной концепции произведения — но таким должно было быть художественное произведение того времени, таким его хотели видеть, хотя к Фадееву это и не всегда можно отнести. Аналитический подход к изображению человека в годы гражданской войны, да еще героя эпохи, был нехарактерен.
Герои романа показаны на переломе к новому, в борьбе за социалистическое преобразование мира. Критерием ценности человека, истинности его поведения становится отношение к революции, к действие. В этом смысле сюжет романа исключительно динамичен: каждый герой волею обстоятельств оказывается на грани жизни и смерти и раскрывается преимущественно в моменты наивысшего физического и нравственного напряжения.
Чтобы понять истоки подвига Морозки, Метелицы, Дубова, Левинсона, Фролова, писатель широко использует психологический анализ: в духовном строе, в движении мыслей и чувств, которые предельно открыты, обнажены в критические моменты, писатель находит ответ на вопрос, каковы же мотивы, побуждающие их к действию.
Заслуга Фадеева в тем, что в духовных исканиях его героев отразился сложнейший процесс формирования нового человека. И этот процесс представлен во всем драматизме: в столкновении противоречий, в борьбе идеологий, в контрастах нового и старого, столь очевидных в переломный период истории. Использование контрастов позволяет автору наиболее рельефно подчеркнуть высокое и низкое, полярность действий и поступков героев. Конечно же, исходя из требований времени, Фадеев изображает героизм коммунистов, который показан как повседневное исполнение обязанностей, как сознательный подвиг во имя революции; всей системой художественных средств писатель отвергал натурализм в изображении гражданской войны, абстрактную романтизацию героев. Все это есть. Но нельзя забывать и о другом: полемичности образа Левинсона, духовных исканиях героев, психологическом анализе. Ведь это тоже есть. И роман, каким бы он ни был с точки зрения истории и художественности, все же заслуживает нашего внимания хотя бы уже потому, что он есть, что это страница большой книги — нашей истории и культуры, без которой нельзя понять суть нашей жизни полно и до конца.