НОВЫЙ МИР, ОН РОЖДАЛСЯ НЕ СРАЗУ
Александр Александрович Фадеев знал о революции не понаслышке, он был активным участником партизанского движения на Дальнем Востоке. Позже свои впечатления он отразил в романе «Разгром». Сам писатель так определил главную идею романа: «.в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней. закаляется и растет, развивается в этой борьбе». «Разгром»
С образом Левинсона связана в романе важнейшая проблема самовоспитания, преодоления героем личных слабостей, устранения разлада между порывом чувств и требованием долга. В повседневной боевой жизни командир вынужден переступать через «не могу» — заглушать приступы давней болезни, превозмогать усталость, сохранять выдержку и спокойствие. Такое самообладание далось не сразу. Но он и человек. Это бывает ночью, во время проверки караульной службы. Левинсон, строгий на людях, оставляет в покое не в пору уснувшего дневального (хотя и прячет в стог его шапку), испытывает «чувство тихого, немного жуткого восторга» при виде «доброй детской улыбки» замечтавшегося у костра партизана и проходит мимо «еще тише и аккуратней», чтобы не вспугнуть эту улыбку. Сколь тернист, нелегок и в то же время исторически обусловлен путь к такому человеку,- об этом свидетельствует судьба Морозки. Морозка — выходец из шахтерской среды, безмерно предан делу революции, но вот Дисциплины, а порой и культуры ему не хватает. Два, казалось бы, связанных между собой толчка извне послужили началом нравственной драмы Морозки. Это товарищеский суд за кражу дьшь в огороде Рябца и ревность к Мечику, приглянувшемуся Варе, жене Морозки. В новом состоянии Морозка ощущает, что недостаточно быть «исправным солдатом», держать лошадь в порядке, сбрую «крепко зачиненной», винтовку вычищенной «как зеркало», он понимает, что надо освободиться от груза прошлого. Морозка высмеивает дезертиров, наводя порядок на переправе, осмысливает заново свои отношения с женой, обнаруживая, что Варя «вовсе не так безразлична ему, как это казалось раньше». Старается походить на Бакланова и Левинсона. И в конце Морозка совершает то, что обязан был сделать Ме-чик, но струсил,- предупреждает партизан о засаде. Вот Мечик вроде бы располагал большими возможностями для воспитания в себе качеств стойкого бойца.
Фадеев показывает, что коллективизм — основа личности, залог ее успешного развития. Символичен финал «Разгрома». В боях с белоказаками по-|гибли лучшие люди, опора Левинсона. Из последнего прорыва (вышли лишь девятнадцать. Они спускаются в залитую солнцем долину, сулящую не только хлеб и отдых, но и пополнение отряда. В борьбу включатся новые Баклановы и Морозки. Процесс переделки человека в горниле революции продолжается. Роман Фадеева «Разгром» интересен нам сейчас не столько с (художественной, сколько с исторической точки зрения.