Сюжет и композиция романа “Разгром” Фадеева А. А

“Разгром” (1927) – социально-психологический роман, в котором изображается народ в годы гражданской войны. Сюжет и композиция романа построены так, чтобы показать ростки нового (советского) сознания в душах бойцов маленького партизанского отряда – таков, по мнению Фадеева, закономерный результат революционных событий. Доказывая эту идею, писатель сознательно соединил два различных принципа изображения – эпопейный (рассказ о народе) и романный (рассказ об отдельном герое). Поэтому сюжет романа получился весьма разветвленным, в

нем переплетается описание значительных событий и различных характеров.
Эпический сюжет произведения построен на рассказе о разгроме партизанского отряда Левинсона. В экспозиции автор описывает передышку в партизанской войне на Дальнем Востоке, когда отряд Левинсона расположился на отдых в селе на Свиягинском боевом участке. Завязкой служит момент получения пакета из партизанского штаба, где сформулирована главная задача для Левинсона на ближайшее время – “сохранить хотя бы небольшие, но крепкие и дисциплинированные боевые единицы, вокруг которых впоследствии.” (VI). Развитием действия в романе является
описание маневров партизанского отряда, который пытается оторваться от преследующих его по пятам японцев и колчаковцев, но кольцо окружения неотвратимо сжимается. Ночной бой на болоте (XVI) – кульминационная сцена, где проверяется, кто из партизан чего стоит в жизни. Развязка следует сразу же за кульминацией (XVII): остатки отряда, вырвавшись из болота, попадают в засаду, почти все партизаны погибают под огнем колчаковских пулеметов. Только девятнадцать бойцов остаются в живых и приближаются к желанной Тудо-Вакской долине.
Однако “Разгром” – роман характеров, а не событий, потому что главное внимание автор уделяет изображению “диалектики души” нескольких героев, то есть с внешними событиями партизанской войны автор сочетает раскрытие духовного мира персонажей (Морозки, Мечика, Левинсона, Вари). В первой половине романа сообщается история жизни каждого из названных героев, даются их портреты, описываются поведение и размышления, их мечты и разочарования. Отряд Левинсона неумолимо движется к разгрому, и параллельно ухудшаются личные обстоятельства главных героев. К страданиям Морозки из-за кражи дынь прибавляются переживания, вызванные ревнивой враждой с Мечиком, ссора с Варей, гибель любимого коня Мишки. Душевные страдания Вари обусловлены ссорой с мужем, безнадежной любовью к Мечику, новым чувством к Морозке. Первая же встреча с реальными партизанами рассеяла розовый, книжный туман в голове Мечика, затем последовали ранение, враждебные стычки с Морозкой, отчуждение от партизан и т. д. Когда характеры действующих лиц уже обрисованы, Фадеев показывает сражение как испытание героев. Но и в военных сценах автор уделяет главное внимание не бою, а поведению и переживаниям людей.
Сюжетные линии каждого героя (романный сюжет) Фадеев строит так, что главный поступок персонажа (то есть кульминация в личном сюжете) совпадает с трагической развязкой общего сюжета – главой “Девятнадцать”. Душевные переживания Морозки за последние два-три месяца приводят его к осознанию своей значимости в жизни и к “кульминационному” подвигу во имя спасения товарищей. Душевные переживания Мечика (эгоистическая отчужденность от людей и неспособность к борьбе) обусловили его “кульминационное” предательство в той же ситуации, в которой геройски проявил себя Морозка. Истерические рыдания Вари в конце романа – кульминационная сцена для образа партизанской медсестры. Она оказалась в числе девятнадцати партизан, уцелевших после разгрома отряда. Ее слезы могут быть истолкованы по-разному. Это плач по погибшим, близким ей людям, которых она знала еще с того времени, когда работала откатчицей на шахте; это жалость к Морозке, в котором она после долгой размолвки заметила неожиданную нежность и с которым помирилась только вчера; это жалость к себе, потому что проснувшиеся было в ней мечты о счастье рухнули, как ей кажется, безвозвратно. Последняя кульминация в сюжетной линии Левинсона – отчаяние и слезы этого скрытного “человека особой породы” (VI), когда он осознал, что за последние сутки почти весь его отряд, кроме восемнадцати бойцов, погиб.
Композиция романа “Разгром” имеет несколько особенностей. Во-первых, следует отметить неторопливую (эпопейную) манеру развертывания событий: почти весь роман представляет собой развитие действия, так как кульминация и развязка находятся соответственно в двух последних главах. Такое построение объясняется жанровыми особенностями произведения (социально-психологический роман), когда в центре внимания автора находится изображение человеческих характеров и общественно значимых перемен в сознании героев в ходе борьбы за революционные идеи. Во-вторых, писатель искусно переплетает эпический сюжет и сюжетные линии главных героев. Например, Фадеев вводит предысторию Морозки в тот момент, когда ординарец едет с пакетом от Левинсона в отряд Шалдыбы (I). Пока Морозка едет, возникает событийная пауза, которую писатель заполняет предельно сжатым рассказом о прошлом героя. Таким же образом, не замедляя действия, автор сумел сообщить немало существенных деталей и интересных подробностей из прежней жизни не только Морозки, но и Мечика, Левинсона, Вари, Бакланова, Дубова, Метелицы. Благодаря таким деталям характеры героев получились яркими и убедительными.
В-третьих, Фадеев избрал прямой порядок повествования. Последовательная причинно-следственная связь подчиняет себе все сюжетное движение в романе. Каждая глава представляет собой более или менее самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж (“Морозка”, “Мечик”, “Левинсон”) или эпизод (“Мужики и “угольное племя”, “Первый ход”, “Трясина”). Определенная законченность каждой главы обусловлена тем, что Фадеев сначала публиковал в журналах отдельные главы. Однако каждая глава в рамках романа воспринимается как неотъемлемая часть целого, так как многочисленными смысловыми нитями (повторами, параллелями, сквозными образами, главными идеями) связывается с другими главами. В-четвертых, композиция подчеркивает значимость трех главных героев: Морозки, Мечика, Левинсона. Сначала имена, а потом и характерные признаки героев вынесены в названия глав: “Шестое чувство” (о Левинсоне), “Один” (о Мечике), “Враги” (о Морозке и Мечике), “Пути-дороги” (о Морозке). При этом самым главным героем становится Морозка, так как его духовное преображение больше всего интересует Фадеева: только о жизни простого шахтерского парня рассказано подробно, начиная от рождения в темном бараке сучанской шахты № 1 и кончая героической смертью от колчаковской пули. Жизнь Мечика и Левинсона до начала романа представлена в отдельных эпизодах.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть, что роман “Разгром” построен весьма удачно. Роман имеет динамичный (без отступлений и вставных эпизодов) сюжет. При этом он не исчерпывается хроникой разгрома партизанского отряда Левинсона, то есть не сводится к небольшому количеству эпизодов, расположенных строго во временной последовательности. Характеры главных героев раскрываются не только через общий сюжет (отряд уходит от преследования белоказаков), но и через взаимодействие и сопоставление друг с другом. Например, образ Левинсона дополняется образами Морозки, Бакланова, Метелицы, сравнивается с образами Мечика и Сташинского.
Фадеев мастерски отобрал для своего романа ряд событий и разнохарактерных героев, строго продумал композиционное построение, удачно соединив описание отдельных персонажей и партизанского отряда как единого коллектива. Фадеев, как в свое время Л. Н.Толстой, мог бы сказать, что в романе “Разгром” его интересует “мысль народная” (эпическое изображение), а “мысль семейная” (любовный треугольник Морозка – Варя – Мечик) играет лишь вспомогательную роль в выражении главной идеи произведения, которую можно сформулировать так: революция поднимает самых обыкновенных людей до уровня героев высокой исторической трагедии.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Основные методы научно педагогического исследования.
Сейчас вы читаете: Сюжет и композиция романа “Разгром” Фадеева А. А