Во время Великой Отечественной войны Фадеев вел большую работу в Союзе писателей, часто выезжал на фронт, редактировал газету «Литература и искусство». Летом 1943 года писателя пригласили в ЦК комсомола и показали документы о подпольной краснодонской организации «Молодая гвардия». Ознакомившись с материалами, Фадеев взялся за книгу сам. Позже он признавался читателям: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые автобиографические обстоятельства, собственную юность я тоже начинал в подполье в 1918 году. Судьба
так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтерской среде. Потом пришлось учиться в Горной академии». Остро чувствуя «связь времен». Фадеев с вдохновением взялся за работу. В 1946 году роман «Молодая гвардия» вышел в свет, вызвав огромный читательский интерес. По роману снят фильм, сделаны театральные постановки. Но в целом роман подвергся серьезной критике. В нем не была показана руководящая роль большевистского подполья. На самом же деле в Краснодоне действовало большевистское подполье, которое руководило и направляло действия молодежной организации. Фадеев тяжело переживал критику. Он переработал
роман, ставший, по отзывам современников, «одной из самых благородных и поэтических книг о днях Великой Отечественной войны». Главная мысль романа — несовместимость двух социальных |систем: мира социализма и нового немецкого порядка. Символично начало «Молодой гвардии». Стайка девушек на берегу (реки, любующаяся, несмотря на раскаты орудийных выстрелов, речной лилией, небом, донецкой степью, воспоминание о безоблачных мгновениях детства — все это сливается в единый образ [довоенной жизни, которая кажется прекрасной и невозможной |из-за приближения фашистских войск. С приходом фашистов мир советских людей остается, он лишь I уходит внутрь, теперь живет в душах людей, в их памяти. Недаром усатый майор говорит: «Нет, брат, шалишь! Жизнь идет, и наши ребятишки думают о тебе (фашизме), как о чуме или холере. Пришел — и уйдешь, а жизнь своим чередом — учиться, работать. А он-то думал! — издевался майор.- Наша-то жизнь наве-|ки, а он кто? Прыщ на гладком месте,- сковырнул, и нет его!.» Первое движение души при появлении немцев — несколько наивная демонстрация автономности своего положения. «В конце концов какое ей дело до немцев! — думает про себя Валя Борц.» Из-за своей фактической основы роман населен значительно большим количеством лиц (около 200), чем того требовали законы жанра. Вот обаятельный юноша, иногда по-детски наивный и непосредственный, но обладающий способностью глубоко, ясно мыслить, умением проявить необходимую трезвость в ответственные минуты. Это Олег Кошевой. Его не спутаешь с Сережей Тюлениным, отчаянно храбрым, жаждущим подвигов и совершающим их. Под стать Тюленину Любка Шевцова — озорная, «легкая как огонь» и вместе с тем сметливая девушка. Порой она действует рискованно, но блестяще выполняет задания «взрослых» и штаба молодогвардейцев. Иного плана Ваня Земнухов, прозванный за свою эрудицию профессором. Этот образ пленяет богатством духовной жизни, поэтичностью мироощущения. Ваня обладает большой силой воли, хладнокровием и выдержкой. Романтичен и облик Ульяны Громовой: «высокая, стройная девушка с тяжелыми черными косами, с глазами то брызжущими ясным сильным светом, то полными таинственной силы, скорее молчаливая, чем озорная, скорее ровная, страстная, но и та и другая вместе». Герои-молодогвардейцы не являются исключ