Три ипостаси зла

Достоевский, задумываясь о самых насущных и вместе с тем вечных вопросах, таких, как смысл жизни, путь к Богу, сущность добра и истины, обращается к самым страшным душевным искушениям, самым темным страстям, самым губительным порокам. Достоевский хочет показать, что бездна божественного милосердия проявляется в том, что Господь — как это описано в Евангелии — прощает покаявшегося разбойника. Зло в произведениях Достоевского — это то искушение, которое не обходит ни одного из его героев, но некоторые находят в себе силы от него отказаться,

а другие не различают его лживой природы и в своей слепоте не видят, что кроется за его мнимой привлекательностью. Источник всякого греха — ложь, часто ложь не только Богу, но и самому себе, поэтому человек погружается во мрак самообмана, в котором уже не способен распознать ни любви, ни добра, ни Бога.
Раскольников, видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, не хочет сидеть сложа руки. Ему кажется, что от него зависит счастье всего человечества. Но с самого начала он становится жертвой лжи, самообмана, которые его и направляют. Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, «тварей
дрожащих», которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и «властелинов судьбы», наполеонов, сверхчеловеков, сильных и способных на великие дела. Себя конечно же он относит к «высшему» разряду, и, чтобы оправдать свою роль, он «во имя всеобщего счастья» совершает убийство. Это лишь «первый шаг» на пути ко всеобщему счастью. Но теория Раскольникова терпит крах, ибо он понимает, что хотя и «преступил черту», но оказался еще дальше от своих «благих» целей, чем был до убийства, он «осмелился» совершить злодеяние, а боится посмотреть в глаза правде, убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Убедив себя в любви ко всему человечеству, Раскольников после убийства чувствует ненависть даже к родным — матери и сестре, ему уже никто не нужен. «Может, и Бога-то совсем нет», — говорит он Соне.
По сути, Раскольников мало чем отличается от лживого и лицемерного подлеца Лужина. Он и сам интуитивно чувствует в Лужине родственную душу, хотя на словах готов поносить, презирать его, обличать низость и подлость. Вот как рассуждает Раскольников об эгоизме Лужина, который скрывает самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на Дуне и хочет представить дело так, будто он совершает благодеяние: «Свою собственную казуистику выдумаем, у иезуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели». Эти слова также могут охарактеризовать и случай Раскольникова, который тоже «свою казуистику выдумал» и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь», — проповедует Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел» — в этом, согласно Лужину, и заключается польза общему делу. Но Раскольников доводит его мысль до логического завершения: «А доведете до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать.» Родион говорит: «По вашей же вышло теории». А ведь он мог бы сказать «по моей» или «по нашей», ибо его преступление имеет, в сущности, одну природу с лужински

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Три ипостаси зла