Изображение власти денег в романе Бальзака «Отец Горио»
«Все его произведения составляют единую книгу, полную жизни, яркую, глубокую, где движется и действует вся наша современная цивилизация, воплощенная в образах вполне реальных, но овеянных смятением и ужасом, — писал В. Гюго о «Человеческой комедии» О. де Бальзака. И далее: — Изумительная книга, которую ее автор назвал комедией и мог бы назвать историей, книга, в которой сочетаются все формы и стили. Неведомо для себя самого, хотел он того или нет, согласен он с этим или нет, автор этого грандиозного и причудливого творения принадлежит
Гениальность Бальзака проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи. Многие художники, например
Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Больше других современных художников он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное падение людей в условиях капиталистического общества Франции нашло отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь какого-то героя, поэтому он переносил своих героев из одного произведения в другое, — в этом одна из особенностей построения «Человеческой комедии».
В романе «Отец Горио» мы встречаем Растиньяка — совсем молодого человека, выходца из обедневшей аристократической семьи, приехавшего в Париж. Его наставляют «на путь истины » люди, для которых не существует ни чести, ни совести. В романе «Шагреневая кожа» Растиньяк — уже буржуазный делец, дающий «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену. Трагедия отца Горио в одноименном романе Бальзака представлена как частное проявление общих законов, определяющих жизнь послереволюционной Франции, как одно из ярчайших проявлений драматизма буржуазной повседневности. История Горио при всем своем душераздирающем трагизме лишена черт исключительности. Боготворимые стариком дочери, получившие все, что он мог им отдать, и вконец истерзавшие отца своими заботами и бедами, не только бросили его одного умирать в жалкой конуре пансиона Воке, но даже не приехали на похороны. Дочери отца Горио — не изверги или чудовища, это обыкновенные люди, ничем особо не примечательные и, по сути, ни в чем не нарушающие неписаных законов этики, бытующих в их социальной среде. Обыкновенный человек и сам отец Горио, но очень необыкновенно его гипертрофированное чувство отцовства.
Отец Горио — в прошлом рабочий-вермишельщик, собравший немалое состояние благодаря ловким спекуляциям с мукой, свои деньги отдал дочерям. Одну дочь Горио выдал замуж за графа, вторую — за банкира. Отец Горио с детства потакал всем желаниям и капризам дочерей, позволяя им безжалостно эксплуатировать свое отцовское чувство, но развращенные вседозволенностью, эгоистичные Анастази и Дельфина не умеют быть благодарными: Горио оставался для них всего лишь источником денег, а когда их запасы иссякли, дочери потеряли к отцу всякий интерес. На смертном ложе старик понимает: «За деньги купишь все, даже дочерей. О, мои деньги, где они?! Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня. Трагическая история отца Горио разворачивается на глазах Растиньяка и становится для молодого человека, пытающегося повять мир, горьким уроком. Растиньяк живет в том же пансионе, что и отец Горио.
Растиньяк — представитель обедневшего дворянского рода, студент юридического факультета, который приехал в столицу из провинции, чтобы сделать карьеру, но благодаря старинным родственным связям ему открыт доступ в высшие сферы буржуазно-дворянского Парижа, куда Горио путь закрыт навсегда. Бальзак всесторонне показывает эволюцию молодого человека, вступающего в мир с самыми благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни.
Чувства Растиньяка «воспитывают» своеобразные «учителя» — виконтесса де Босеан и беглый каторжник Вотрен. Виконтесса учит Растиньяка: для того чтобы завоевать положение в обществе, нужно исследовать «всю глубину испорченности женщин», измерить «степень жалкого тщеславия мужчин. чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите йа мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, — и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний». Вотрен тоже обращает Растиньяка в свою веру: «Принципов нет, а есть события, законов нет — есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». И юноша начинает понимать жестокую правду слов виконтессы, ставшей жертвой законов высшего света, и имморалиста Вотрена, который, словно пушечное ядро, пробивает себе дорогу в обществе: «Свет» — это «океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги».
Растиньяк еще противостоит этому «океану грязи»: он не без колебаний, но все-таки отказывается принять преступное предложение «Наполеона каторги», обещающее выгодный брак с Викториной Тайнер. Философия имморализма — еще не его философия, в Растиньяке еще сохраняется живая душа и способность к искреннему состраданию. Он — на стороне жертв буржуазно-дворянского общества: виконтессы де Босеан, покинутой ее возлюбленным ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно отца Горио. Растиньяк вместе с Бьяншоном бескорыстно ухаживает за больным стариком, а потом хоронит его на свои последние жалкие гроши. Но Растиньяк уже готов вступить на путь компромисса с высшим светом: порожденная расчетом его связь с Дельфиной Нусинген открывает герою путь к будущим миллионам и политической карьере. Растиньяк готов пройти этот путь до победного конца: в финале романа он словно прощается со своими благородными мечтами и иллюзиями юности. На свежей могиле отца Горио Растиньяк смотрит на простершийся перед ним Париж: «А теперь — кто победит: я или ты!», а затем отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы начать завоевывать себе место под солнцем.