Можно ли считать Достоевского современным писателем

Первая заповедь христианства гласит: «И пусть не будет у тебя других богов, кроме меня». Но история человечества насчитывает немало примеров, когда через эту заповедь горделиво переступали некоторые личности, которые декларировали идею «сверхчеловека», что разрушительно влияло на жизнь общества. Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» с блеском разоблачил сокрушительную силу такой идеи, создав образ Р. Раскольникова с его антихристианской теорией: «во имя лучшего» избранной личности разрешается «кровь

по совести». К таким «избранным», достойным называться «собственно людьми» и готовых стать выше вечных моральных заповедей, герой причисляет и себя. Стремление к неограниченной свободе во всем — вот следствие созданной им теории.
Но тогда почему, стараясь соблюдать ее законы, Раскольников «всем естеством своим вдруг ощутил, что нет у него больше ни свободы, ни ума, ни воли»? Так как он превратился в раба своей теории, а это отнюдь не соотносится с идеей свободы «сверхчеловека». Именно в этом — причина духовной трагедии героя: присвоив себе функции всемогущего Бога-Судьи, он убивает его основы
в себе, не понимая, что Бог и преступление — понятия несовместимые.
Итак значит, нужно отодвинуть Бога истинного на второй план, а то и совсем убрать его из своего сознания, из своей души, которая вдруг начинает переполняться отчаянием и ощущением безысходности. Исподволь эта невыносимая борьба с самим собой, растерянность, презрение к себе делают невозможной жизнь Раскольникова по собственной теории.
Он неожиданно сознает ужасную для себя истину: его преступление было бессмысленным, так как высочайшая свобода — это не подъем над обществом через пренебрежение обществом, а свобода и подъем духовный. Так стремление быть «сверхчеловеком» постепенно вытесняется чувством ответственности, любви и вины перед близкими людьми. Эта любовь (особенно по отношению к Соне) возвращает измученного душевными терзаниями Раскольникова к жизни, становится поддержкой на пути возвращения к Богу. Начинается возрождение христианских основ в христианском сердце и сознании героя романа Достоевского. «Бог есть любовь!» — эта извечная истина перечеркивает нечеловеческую теорию «крови по совести» и наполняет мудростью этого непобедимого чувства душу Родиона Раскольникова и каждого читателя романа.
«Преступление и наказание» — один из наилучших романов Достоевского. Создавалось произведение в условиях страшной бедности. Оно состоит из шести частей с эпилогом. Одна часть — описание героя Раскольникова и его путь к преступлению. Остальные пять рассказывают о том, как он мучился, страдал из-за того, что совершил. Петербург в романе — «действующее лицо».
Образ города становится символом страшного мира, где бедному и слабому нет спасения, где все продается и покупается. По мнению Порфирия Петровича, «среда» для преступления имеет большое значение. Раскольников, который живет в такой среде, убеждается, что люди делятся на «обычных» и «необыкновенных». «Обычные — это материал, который служит лишь для зарождения подобного себе». «Необыкновенный» человек имеет право позволить своей совести переступить через «другие преграды». Можно идти к своей цели и без жертв. Но если и прольется безвинная кровь, то Родион Раскольников это не возражает.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Можно ли считать Достоевского современным писателем