В романе “Идиот” (1868) два главных лица

В конце 60-х – начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма, к революционному движению и одновременно ненависть к деградирующему дворянству и капиталистическому миру. В новых произведениях писателя центральное место занимает показ кризиса буржуазного индивидуалистического сознания, всеобщего разложения, отчуждения и раздвоенности, своеволия личности. Вместе с тем Достоевский по-прежнему не оставляет мечты о гармоническом, цельном человеке, о красоте, которая призвана спасти мир. Весь этот сложный комплекс идей отразился в романе “Идиот”.
В романе “Идиот” (1868) два главных действующих лица – князь Мышкин и Настасья Филипповна. С Мышкиным связана Постоянно владевшая Достоевским проблема изображения в литературе “положительно-прекрасного человека”, пытающегося спасти мир. Литературными аналогиями при изображении Мышкина дли писателя были Дон-Кихот, Пиквик, противостоящие окружающей их среде как носители простого, естественного сознания.
Князь Мышкин – кроткий, совестливый, наивный и мудрый одпокременпо – проходит через все сложные конфликты романа. Убежденный, что сострадание может переродить любого человека, В и конечном счете и человечество, он стремится всем помочь, хочет стать нужным и полезным для

всякого, кто встречается на его пути. Его неожиданное появление в этом мире хищников, гото-Ш.1Х пожрать друг друга за богатство, за владение женской красотой, в обществе финансистов, дельцов, мелких и крупных чинов-пиков похоже на легендарное появление Христа^Мышкин настолько необычен, настолько хорош и идеален по сравнению с окружающими, что он кажется идиотом (отсюда и название романа).
Герой романа с его изначальной добротой, нравственной чистотой и благородством – одно из наиболее ярких воплощений идеала “естественного человека” в литературе. И то, что Мышкин воспитывался в Швейцарии и именно оттуда приезжает в Россию, должно было дополнительно напомнить читателям о Руссо и его идеях, Столкновение “естественного человека”, готового, как Христос, принять на себя псе грехи человечества, и реальной жестокой действительности образует контраст, являющийся трагическим п силу ОГО неразрешимости. Мышкину не дано победить господствующие в мире эгоистические страсти, человеческую разобщенность.
I! этом мире не может найти места и Настасья Филипповна – гордая, благородная и страдающая женщина, наделенная красотой. “С этакой красотой можно мир перевернуть”,- о ней в романе. В действительности ее красота становится ГС ИШЬ предметом гнусного торга. Этот мир оказывается враждебным всему прекрасному и благородному.
Желая отомстить своим обидчикам, Настасья Филипповна пользуется средствами, принятыми в этом же обществе, ее погубившем: интригами, хитрой расчетливостью. Все это соединяется с огромным душевным надрывом и самоистязанием. Она болезненно остро переживает свое падение, с жестокостью мучает других, но с не меньшей силой мучается и сама, буквально разрываясь между Мышкиным и Рогожиным, иными словами, между добром и злом, светом и тьмой, “раем” и “адом”. Тут дают себя знать и мотивы жертвенности, и стремление унизить себя, утвердиться в мыслях о собственной греховности, в том, что она “рогожинская”.
Идейно-художественная структура “Идиота” оказалась внутренне противоречивой. Появление в романе “антинигилистических” сцен было неорганично и искусственно. Это обстоятельство специально отмечал Салтыков-Щедрин в рецензии на роман. “По глубине замысла,- писал он,- по широте задач нравственного мира. этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества. И что же? Несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, г. Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется заветнейшая мысль автора”. Подобного рода противоречие порою ощущается в “Бесах”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Types of notional syntagmas.
Сейчас вы читаете: В романе “Идиот” (1868) два главных лица