Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Достоевский показал потрясающие душу, страшные картины мучительной жизни народных масс, безмерные страдания простых людей, задавленных волчьими законами капиталистического общества (семья Мармеладовых).
Где же путь к счастью, как народу избавиться от нищеты, голода, нравственных страданий? Родион Раскольников, главный герой романа, наблюдая страшную несправедливость, идет на бунт, не желает смириться с законами общества, где человек человеку волк, не может быть спокойным, когда видит, что родную сестру покупает расчетливый подлец

Лужин, когда прекрасная душой семнадцатилетняя девушка Соня идет на улицу, чтобы прокормить чахоточную мачеху и ее детей. Он ничего не хочет для себя, но думает о том, как спасти человечество.
Юрист по образованию, Раскольников создает свою теорию. «Люди по закону природы разделяются, вообще, на два разряда: на низших (обыкновенных). и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово.» «Если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия. не могли бы стать известными людям иначе, как с пожертвованием жизни одного, десятка, ста и так далее человек. то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан
устранить эти десять или сто человек».
Замыслив убить старуху, он хотел на практике проверить свою теорию. Ракольников убийца — мыслитель и философ. Он убил женщину и ее сестру. Но спас ли он человечество, облегчил ли он жизнь своих близких, народа? Его теория оказалась несостоятельной, ложной.
Внешне теория Раскольникова выглядит гуманно, так как она теоретически мотивирована борьбой за свободу человека, этим и привлекательна. На самом же деле теория эта антигуманная, утверждает культ безграничной власти и силы. Можно себе представить, сколько пролитой человеческой крови может оправдать эта теория в руках фанатика, который обладает властью над судьбами людей. Раскольников сам называет имена Александра Македонского, Тамерлана, Наполеона.
Достоевский отвергает этот путь. На вопрос, что делать несчастным простым людям, Достоевский ответил образом Сони Мармеладовой. В эпилоге Раскольников вынес с каторги с помощью Сони обретенную веру в «от века данный идеал Христа». Писатель проповедовал: «Смирись, гордый человек, и узришь новую жизнь!»
Соня Мармеладова — семнадцатилетняя девушка, «с худым, бледным, испуганным личиком, кроткая, безответная, доверчивая, беззащитная». Главная ее черта — «ненасытимое сострадание», способность к искреннему самопожертвованию, сострадание к чужому несчастью, любовь к людям. На попытку Раскольникова оправдать убийство старухи («я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую») Соня с удивлением и возмущением возражает: «Это человек то — вошь?!»
Ее любовь к людям активна. Чтобы спасти от голодной смерти Катерину Ивановну, ее детей, она жертвует собой.
Какие нравственные идеалы проповедует Соня, в чем заключается ее путь к счастью? Это путь религиозного смирения, покорности, христианского всепрощения, внутреннего очищения через страдание. Вся ее жизненная философия заключена в словах: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!. Страдать, принять страдание и искупить себя им — вот что надо!» — призывает она Раскольникова. Он находит под влиянием Сони душевное успокоение, примиряется, готов начать новую жизнь. «Оба они были бледны и худы: но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Нам близок и дорог Достоевский своими страстными, мучительными поисками путей, которые бы привели униженных и оскорбленных к подлинному счастью, своим глубоким гуманизмом, истинной любовью и горячим сочувствием к обездоленным. Он нам близок и своим беспощадным разоблачением хозяев жизни, помещиков, капиталистических дельцов, этого сборища подлецов, гнусных, коварных, лицемерных. Он нам дорог как гениальный художник психолог, который умеет проникать в самые глубокие тайны души человека.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Характер социального протеста и проблема преобразования жизни в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»