Раскольников как нигилист
Кризис социальный и политический, переживаемый Россией в 60-е годы XIX века, отразился в своеобразной философии нового поколения, которую принято называть нигилистической. Она не являлась учением в строгом смысле — четким и последовательным. Это был, скорее, свод правил, носящих чисто эмоциональный характер. Он основывался на убеждении, что все, чем жило человечество до последнего времени, устарело, лишилось жизненных соков, пришло в полный упадок. Разумеется, подобные настроения не появляются из вакуума — все в жизни русского общества
Русская художественная и философская мысль напряженно анализировала происходящее, осознавала истоки кризиса, искала выход. Лермонтов и Гоголь, первыми ощутившие дыхание близящейся трагедии, создали бессмертные образы, запечатлевшие духовную ущербность, нравственную несостоятельность «нашего времени». Однако их надежды связывались не с нигилистическим отрицанием всех святынь, но с возвращением к истинным ценностям. Ибо нигилизм есть уловка сознания, неспособного критически и позитивно оценить ситуацию. Социальный нигилизм формирует не только мировоззрение
В России XIX — начала XX веков «люди премудрые» в погоне за осуществлением утопических идей пытались предложить человечеству не только новый, лучший социальный строй, но и особые принципы человеческих отношений. 60-е годы в этом плане были особо плодотворны. Некрасов строил свою систему, где главенствующая роль отводилась жертвенной личности, готовой пойти на плаху ради счастья других: «Иди и гибни безупречно.
.
Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв — все это сказывалось прежде всего на молодых умах, которые дышали той атмосферой, формировались ею.
Художники, описывающие современную жизнь, обращались так или иначе к проблеме нового поколения, которое, вступая в жизнь, сначала рефлектировало опыт своих «отцов» и, не удовлетворившись ни их деятельностью, ни их советами, начинало свою череду ошибок и заблуждений. «.стерлись определения и границы добра и зла. Разложение.» — запишет в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский. Ф. И. Тютчев в стихотворении «Наш век» скажет:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит.
И сознает свою погибель он
И жаждет веры. но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как не скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.
(1851)
Уже известный читателю нигилист Базаров, опираясь на естественнонаучные знания, отрицал красоту, любовь, дружбу, поэзию: считал это все предрассудком. Пытаясь найти в жизни объяснение всему, он не признавал чувственной природы человеческой жизни. И только через любовь, которая дает ему познать себя и мир, он приходит к тому, что Тургенев считал истинным бытием человека: к жизни сердца и духа — свободной и искренней.
Композиционно образ нигилиста Раскольникова построен по той же схеме. Автор дает герою «испытательную» идею, которая, овладевая им, разрушает его личность. И только в общении с Соней Мармеладовой, избравшей принципиально иной путь, Раскольников очищается от своей жестокой страсти и в самом финале готов к началу новой жизни.
Тургенев даст Базарову возможность через мучительное самопознание очистить душу от губительной идеи. Раскольниковская ситуация схожа, но в психологическом и идеологическом романе, которым является «преступление и наказание», идея исследована подробнее, многопланово — изнутри.
Базаров склоняется к нигилизму, не зная себя, не разобравшись в своем внутреннем мире. Это сильная личность, избравшая наступательную позицию в жизни. В его варианте нигилизм почти симпатичен, привлекателен: обаяние личности героя действует как магнит.
Для того чтобы понять и отторгнуть нигилизм Раскольникова, необходимо представить последствия созданной им теории.
Если для тургеневского героя нигилизм в определенный момент жизни — позиция, приносящая ему постоянное и несомненное удовольствие, то Раскольников полон страшных противоречивых сомнений. Его действия и главный поступок — убийство («проба») — скорее лишь «попытка» нигилизма. У него нет уверенности ни в чем. Своим страшным «предприятием» (ведь он пытается убедить себя, что задуманное им — не преступление) он хочет проверить себя, свои возможности и уж тогда — свое право на нигилизм.
Всеобщее отрицание Базарова меркнет рядом с раскольниковским. И прежде всего потому, что один режет лягушек в научных целях, другой режет людей, чтобы узнать, тот ли он великий человек, который впоследствии принесет им счастье. Базаров — человек «не из числа обыкновенных», Раскольников, по мнению его товарища Разумихина, «страшно высоко себя ценит, и не без основания на то». Базаров готовит себя к некой деятельности, которая его прославит и о характере которой мы можем только догадываться, и лишь в письмах автора ставятся точки над i: «нигилист — читай: революционер»! Раскольников тоже хочет переделать мир по своему усмотрению, если проба покажет, что у него есть такое право.
И в том и в другом случае перед нами революционное сознание, отправной точкой, истоком которого является нигилизм.