Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания. Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди живут

в нищете, а мерзавцы пользуются всеми благами жизни. Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Но все меняется, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного — склада собственного характера и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи. Раскольников не хладнокровный убийца, но преступник-философ, сомневающийся и страдающий.
Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное душевное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Достоевский до крайности сгущает и обостряет эмоции, которые раздирают душу несчастного студента. Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость. Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор. Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета — как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию и тем обрека­ет себя на дополнительные страдания. Начинается новый этап в его жизни — от­чуждение от людей. Переступив мораль­ные законы, Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми. Тя­желое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляются еще и тем, что ему начинает открываться оши­бочность его теории. Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель. Разоблачение теории Раскольникова происходит в разговорах со следователем, который уже понял, что произошло, и пси­хологически вычислил убийцу. Здесь сту­денту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова ос­ложнена тем, что его уверенность в собст­венной правоте уже заметно пошатнулась. Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает. Он убеждает его, что для того, чтобы просла­виться, не надо принижать других: «.дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Иначе говоря, достижение высо­ких целей должно основываться лишь на светлом, добром, человечном. Страдание, считает Порфирий Петрович, является главным источником искупления. Воплощением этой идеи в романе стала Соня. Она не в состоянии понять философ­ские изыскания героя, но она понимает главное — он несчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ноги, говоря, что кланяется всему стра­данию человеческому. Она учит его вере: они вместе читают Евангелие, и Раскольни­ков принимает веру такой, какой ее пони­мает Соня. Их единственное спасение — в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболев бонапартизмом, Раскольников возвраща­ется к людям, чувствуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней. Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового че­ловека другую книгу. Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, при­нявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясе­ние и преобразился. Основная идея рома­на христианская: даже маленькая бесчело­вечность страшна и непременно ведет к бесчеловечности в большем, поэтому главным принципом жизни каждого должна быть любовь. Лишь тогда люди смогут об­рести по-настоящему человеческий облик и стать счастливыми.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«