Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»
Роман Достоевского определяли иногда как идеологический. «Полифонизм». М. Бахтин обратил внимание на существование в романах Достоевского самостоятельных сознаний, соотнесенных друг с другом, на диалогическую форму повествования и признал «многоголосие» — равноправие различных голосов — характерной чертой романов Достоевского. А. В. Луначарский в статье «О «многоголосности» Достоевского», приняв основной тезис М. Бахтина, уточнял его, говоря, что голос автора в этом многозвучии не распылен между голосами героев,
Полифонизм структуры «Преступления и наказания» обнаруживается в системе «двойников» Раскольникова. Позиция Раскольникова не просто сопоставляется с воззрениями других лиц романа, как, например, у Тургенева в «Отцах и детях» (Базаров и.), но дополняется, пародируется, осуждается, поддерживается, каждый раз по-новому освещая не только
Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия — притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя — за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге). Четыре дня мертв Лазарь, и именно четыре дня прошло к моменту чтения после убийства Раскольниковым старухи. Лазарь лежит в гробу, а комната Раскольникова не раз сравнивается с гробом. Таким образом, сюжет притчи и само ее появление в романе играет важную роль в повествовании, придает религиозный аспект осмыслению преступления Раскольникова, который заключается и в том, что, приводя в действие свою теорию, он выполняет, по сути, то, что имеет право делать только Бог — отнимает жизнь у человека. Жанр притчи символизирует духовную мысль романа — о возвращении к Богу и к себе самому — к человеку, созданному по подобию Бога.
История Сонечки составила контрастную параллель преступлению главного героя. «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить», — настаивает Раскольников в романе. Но авторский смысл соотнесения ситуаций героев прямо противоположный: не «то же», наоборот Сонечка, пусть и нарушив моральный закон («переступив»), тем не менее себя принесла в жертву, а Раскольников — другого человека. Значима и противоположность морального самосознания героев: переступившая «через себя» Соня мучительно страдает от сознания своей греховности; переступивший через других Раскольников, напротив, утверждается в своем «праве» на преступление.
Можно сказать, что в образах Сони и Раскольникова в «Преступлении и наказании» нашли выражение две принципиально различные системы этики. В одной этической системе, основывающейся