Раскольников и его теория о праве на кровь “по совести”

Роман Достоевского определяли иногда как идеологический. “Полифонизм”. М. Бахтин обратил внимание на существование в романах Достоевского самостоятельных сознаний, соотнесенных друг с другом, на диалогическую форму повествования и признал “многоголосие” – равноправие различных голосов – характерной чертой романов Достоевского. А. В. Луначарский в статье “О “многоголосности” Достоевского”, приняв основной тезис М. Бахтина, уточнял его, говоря, что голос автора в этом многозвучии не распылен между голосами героев,

как это получается иногда у М. Бахтина, преувеличивающего самостоятельность голосов, а управляет этим многоголосием, сводит их в единую систему. Важным при рассмотрении творчества Достоевского как христианского писателя является вопрос человека в рамках веры и неверия.
Полифонизм структуры “Преступления и наказания” обнаруживается в системе “двойников” Раскольникова. Позиция Раскольникова не просто сопоставляется с воззрениями других лиц романа, как, например, у Тургенева в “Отцах и детях” (Базаров и.), но дополняется, пародируется, осуждается, поддерживается, каждый раз по-новому освещая не
только взгляды героя, но его характер во всей его изменчивости и противоречивости. К. Мочульский пишет: “Свидригайлов – тот же Раскольников, но уже окончательно “исправленный” от всяких предрассудков”, то есть от нравственных мук. Стоит только ему задавить в себе бунтующую совесть, как он станет таким же отпетым злодеем. Свидригайлов, человек без совести и чести, – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.
Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия – притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя – за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге). Четыре дня мертв Лазарь, и именно четыре дня прошло к моменту чтения после убийства Раскольниковым старухи. Лазарь лежит в гробу, а комната Раскольникова не раз сравнивается с гробом. Таким образом, сюжет притчи и само ее появление в романе играет важную роль в повествовании, придает религиозный аспект осмыслению преступления Раскольникова, который заключается и в том, что, приводя в действие свою теорию, он выполняет, по сути, то, что имеет право делать только Бог – отнимает жизнь у человека. Жанр притчи символизирует духовную мысль романа – о возвращении к Богу и к себе самому – к человеку, созданному по подобию Бога.
История Сонечки составила контрастную параллель преступлению главного героя. “Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить”, – настаивает Раскольников в романе. Но авторский смысл соотнесения ситуаций героев прямо противоположный: не “то же”, наоборот Сонечка, пусть и нарушив моральный закон (“переступив”), тем не менее себя принесла в жертву, а Раскольников – другого человека. Значима и противоположность морального самосознания героев: переступившая “через себя” Соня мучительно страдает от сознания своей греховности; переступивший через других Раскольников, напротив, утверждается в своем “праве” на преступление.
Можно сказать, что в образах Сони и Раскольникова в “Преступлении и наказании” нашли выражение две принципиально различные системы этики. В одной этической системе, основывающейся




Виды обучение педагогика.
Сейчас вы читаете: Раскольников и его теория о праве на кровь “по совести”