Сравнение образов: Соня, Свидригайлов и Лужин

Важное место в романе занимает категория свободы. Человек свободен в своем выборе творить добро и зло. Оба начала, темное и светлое, сосредоточены в Раскольникове, центральном герое произведения. В нем борются «действительность и натура» (как их определяет Порфирий Петрович). Автор показывает причины озлобления Раскольникова. Оно накопилось из-за унижений и оскорблений, попирающий его человеческое достоинство. На него влияет и увиденное в жизни: убийство лошади; попытка прилично одетого господина воспользоваться беззащитным положением

изнасилованной девочки на Конногвардейском бульваре; боязнь повторить судьбу Мармеладова (жить за счет продавшей себя замуж Дуни).
Чтобы возвыситься над всеми страдающим миром и обрести человеческое достоинство, он создает свою теорию. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Раскольников претендует на право пролить «кровь по совести», которое не может быть дано ни одному человеку.
Представление о зле иллюстрируют и углубляют в книге два персонажа: Свидригайлов и Лужин. Первый понимает свободу как беспредел насилия, второй — как
самоутверждение за счет своей красивой и образованной, но бедной жены. Зло этих людей характеризуется крайним эгоизмом. Теория Раскольникова содержит элементы философии того и другого. Жажда власти «над всем человеческим муравейником» посредством насилия сосуществует со светлой половиной его души, которая тянется к Соне. Раскольников может сочувствовать людям.
Соня в романе — олицетворение безграничного добра. Она из сострадания близким отдала на поругание свое тело. К ней не пристает никакая грязь. Соня борется за Раскольникова, чтобы воскресить его для будущей жизни. Главная ее цель в этой борьбе — убедить Раскольникова покаяться. Она силой собственной души противостоит природе зла и насилия. Под благотворным влиянием Сони Раскольников сначала доносит на себя, а затем на каторге проходит мучительный путь от ненависти и ожесточения к покаянию и любви.
Что же более свойственно человеку? Добро или зло? В каком случае выбор более свободен7 соня осознанно выбирает свой путь, понимая, к каким испытаниям себя подводит из сострадания к другим. Раскольников тоже, вроде бы, сам создает свою теорию, но множество внешних обстоятельств толкают его к этому. Раскольников со своей теорией не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них. Выбрав зло, он выбирает то, к чему его подталкивает жизнь. Сохранить в себе доброту и сострадание гораздо труднее. Сознательное покаяние Раскольникова — мужественный шаг свободного человека к обретению истины.
Известный русский философ Николай Бердяев, говоря о героях Достоевского, утверждал, что человек, повернувший от глубин зла к добру, не свернет с вновь избранного пути.
Величие таланта Достоевского состоит в исследовании глубинных процессов человеческой психологии. Это помогает читателю понять самого себя.
Раскольников вспоминает вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Возникла ситуация, парадокс, в котором раскрывается основная этическая сущность человека, потому что, как существо нравственное, он неизменно стоит перед дилеммой добра и зла, от которых он не может никуда уйти. Если ты не идешь дорогой добра — становишься на путь зла. Поиски «улицы к храму» — дороги к добру — со

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сравнение образов: Соня, Свидригайлов и Лужин